время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Ценники с подвохом
Ценники с подвохом

 

 Ценники с подвохом

 

Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя (продавца) к потребителю. Посредством маркетинга покупателя вынуждают приобретать тот товар или то количество товара, которое при обычных обстоятельствах и с прежней ценой он бы не купил.
 
И что же делать потребителю, оказавшемуся в такой ситуации?
Большинство покупателей просто приобретают товар по цене, указанной в чеке, поскольку зачастую на спор с продавцом нет ни времени, ни сил. Другие - отказываются от покупки такого товара. Но существует еще один вариант, который должен устроить покупателя больше всего – необходимо потребовать у продавца продать товар по цене, указанной на ценнике.
 
Рассмотрим подробно, на чем основывается такое требование. Согласно ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
 
Договор розничной купли-продажи является публичным. Это значит, что продавец не имеет право отказать в продаже товара кому бы то ни было (ст. 426 ГК РФ).
 
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора (т.е. от продажи) при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
 
Публичными также являются договоры перевозки транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.
 
В соответствии со ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
 
Отношения, возникшие между продавцом и покупателем (физическим лицом), регулируются также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), согласно которому потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
 
Под продавцом понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
 
Согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
 
Ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей и п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров), предусматривают, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.
 
П. 19 Правил продажи отдельных видов товаров обязывает продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
 
Таким образом, наличие неверно оформленного ценника, содержащего недостоверную информацию о товаре, - это не проблема покупателя, а ненадлежащим образом выполненная обязанность продавца, нарушающего тем самым права потребителя.
 
 
Рассмотрим, какие последствия ожидают при этом продавца.
 
Ответственность предусмотрена Законом о защите прав потребителей и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
 
Так, ст. 14.7. КоАП РФ установлено, что за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара либо иной обман потребителей, может быть наложен административный штраф:
  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
 
Ст. 14.8. КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
 
За нарушение Правил продажи отдельных видов товаров ст. 14.15. КоАП РФ предусмотрена ответственность продавца в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
  • на граждан в размере от 300 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
 
Что же делать и куда обращаться в случае, если продавец в лице кассира отказывается продать товар по стоимости, указанной в чеке?
 
Прежде всего, следует вызвать сотрудника магазина, отвечающего за информацию на чеке, поскольку чаще всего кассиры ссылаются на отсутствие в их обязанностях выяснение подобных вопросов. Таким сотрудником может быть старший продавец или кассир, администратор или даже управляющий магазина.
 
В случае если разобраться на месте не удалось, за защитой нарушенных прав потребитель может обратиться:
  1. с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор):
    • через сайт www.rospotrebnadzor.ru в разделе «Обращения граждан»;
    • через Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru):
    • по всероссийскому телефону «Горячей линии»: 8-800-100-00-04 или телефону Управления Роспотребнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации;
    • непосредственно в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации;
  2. в суд.
Реакция Роспотребнадзора на жалобу должна последовать не позднее 30 дней с момента регистрации обращения потребителя (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Прежде чем дать ответ, сотрудники Роспотребнадзора должны организовать, провести проверку, оформить результат и принять меры по итогам проверки. Порядок проведения проверки регламентирован Административным регламентом исполнения государственной функции по проведению проверок в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом от 16 июля 2012 г. № 764.
 
Обращение в суд, конечно, процесс более трудоемкий. Для этого необходимо собрать доказательства нарушения продавцом прав потребителя (фото-, видео - материал, показания свидетелей, заключение Роспотребнадзора о проведенной проверке и др.). Понятно, что использовать этот метод воздействия будет не каждый. Тем не менее, такая возможность есть, о чем не стоит забывать, тем более что госпошлина при этом не взимается в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей.
 
Подавать исковое заявление по общему правилу, предусмотренному ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее – ГПК РФ), необходимо в суд по месту нахождения организации, нарушившей права покупателя. Однако ч. 7 ст. 29 ГПК РФ по искам о защите прав потребителей предусматривает подачу исковых заявлений в суд по выбору истца либо по месту жительства или месту пребывания потребителя, либо по месту заключения или месту исполнения договора. Это значит, что потребитель может обратиться в ближайший суд, так сказать, «не отходя далеко от кассы».
 
Итак, на сегодняшний день, если товар продан по иной, нежели на ценнике, стоимости, только от самого потребителя зависит, воспользуется ли он нормами законодательства России, или же оставит все, как есть, не мешая продавцу и дальше вводить в заблуждение покупателей. Думается, что количество возможных проверочных мероприятий, проведенных по итогам жалоб сознательных граждан, могло бы предотвратить подобные ситуации в будущем, поэтому призываем всех потребителей хотя бы один раз попробовать отстоять свои (наши) права, непосредственно просветив представителей продавца в магазине, или направив жалобу в соответствующие органы.

 

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены