время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
2015 /08/ Предоставление товарного знака в отсутствие лицензионного договора

 

Отвечает Лутфуллина Альбина,  юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»

 

Вопрос:
Компания, являющаяся правообладателем товарного знака, намерена заключить договор подряда с третьим лицом на изготовление упаковок для товара. Товарный знак будет размещаться на упаковке по заданию правообладателя.
Требуется ли изготовителю заключать лицензионный договор для использования товарного знака? Можно ли обойтись без него?

 

 

Ответ:
Российское законодательство предоставляет правовую охрану не только объектам материального мира, но и интеллектуальной собственности. П. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) раскрывает перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. В пп. 14 п. 1 вышеназванной статьи поименованы товарные знаки и знаки обслуживания.
 
В соответствии с п. 1 ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Ст. 1478 ГК РФ устанавливает, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
 
Согласно п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Именно правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
 
П. 2 вышеуказанной статьи разъясняет, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
  1. на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  2. при выполнении работ, оказании услуг;
  3. на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  4. в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  5. в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Вместе с тем, следуя нормам, изложенным в п. 3 ст. 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
 
Таким образом, по умолчанию право размещения товарного знака на этикетках и упаковках товара закреплено именно за правообладателем.
 
Относительно возможности передачи права размещения товарного знака на этикетках и упаковках.
 
В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на объект интеллектуальной собственности не противоречащим закону способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования объекта интеллектуальной собственности в установленных договором пределах (лицензионный договор). В то же время заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
 
Порядок заключения вышеназванных договоров в отношении товарных знаков урегулирован нормами, изложенными в ст.ст. 1488-1489 ГК РФ. Ст. 1490 ГК РФ устанавливает обязательные требования к форме договора об отчуждении исключительного права и передачи его в использование:
  • договор заключается в письменной форме, и ее несоблюдение влечет недействительность данного соглашения;
  • договор подлежит обязательной государственной регистрации.
Таким образом, по общим правилам, право использования объекта исключительных прав может быть предоставлено правообладателем другому лицу именно на основании лицензионного договора.
 
Однако иногда суды косвенно указывают на возможность передачи права пользования товарным знаком на ином основании, нежели лицензионный договор. В частности, Девятый Арбитражный апелляционный суд в постановлении от 5 августа 2014 г. N 09АП-26479/14 излагает:
«В отсутствии доказательств заключения истцом и ответчиком лицензионного договора, либо иного разрешения истца на использование ответчиком товарного знака, и руководствуясь ст. 1229 ГК РФ, ст. 1484 ГК РФ суд правомерно признал, что ответчик незаконно использовал словесное обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца».
 
Схожее мнение можно проследить и в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2012 г. N 15АП-961/12:
«ИП Мокров И.А. не доказал факт получения у компании "Гилмар С.п.А." согласия на использование товарного знака или заключения лицензионного договора на его использование».
 
В связи с этим в юридической литературе встречается мнение, что гражданское законодательство позволяет правообладателю, не распоряжаясь принадлежащим ему исключительным правом, разрешить другому лицу использовать соответствующий объект определенным способом. При этом четвертая часть ГК РФ не устанавливает, в какой форме должно быть выражено такое разрешение. Можно прийти к заключению, что в зависимости от конкретных обстоятельств согласие правообладателя на использование его товарного знака может вытекать как из письма правообладателя, так и из заключенного гражданско-правового договора, к примеру, договора возмездного оказания услуг, договора подряда и т.д.
 
Вместе с тем законодатель не разграничивает ситуации, при которых требуется заключить лицензионный договор или достаточно получить иное согласие. Именно по этой причине необходимо данный вопрос решать исходя из существа отношений между сторонами. Так, некоторые авторы придерживаются мнения, что если использование другим лицом средства индивидуализации носит опосредованный характер и необходимо для исполнения какого-либо обязательства в интересах правообладателя (выполнение работ, оказание услуг, в том числе рекламных и т.п.), то для использования такого средства достаточно согласия (разрешения) правообладателя, выраженного в соответствующем договоре (например, оказания услуг), а заключать лицензионный договор не требуется. Однако если правообладатель намерен передать товарный знак именно в самостоятельное пользование третьему лицу, то подобные отношения необходимо оформить путем заключения лицензионного договора.
 
Таким образом, можно прийти к выводу, что вопрос о необходимости заключения лицензионного договора должен разрешаться исходя из существа отношений, возникших между сторонами. Необходимость заключения лицензионного договора при этом можно обойти.

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены