Вопрос: Наша компания уже длительное время занимается продажами товаров в интернете. На протяжении нескольких лет используем для этих целей сайт. В последнее время участились случаи, когда появляются на рынке новые конкуренты, продающие схожие товары и использующие сайты, похожие на наш. Как защитить свои права на сайт? Существует ли исключительное право на доменное имя и на сам сайт? Какие действия необходимо предпринять нашей компании для защиты своих прав? Ответ:
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон N 149-ФЗ) под доменным именем понимают обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» (далее – Интернет) в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в Интернете. Другими словами доменное имя – это набор латинских букв, по которым пользователь Интернета может найти сайт. В п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законодатель устанавливает перечень объектов интеллектуальной собственности, которым предоставляется правовая охрана. Данный перечень является закрытым. Доменное имя в качестве отдельного субъекта законодателем не выделено. Таким образом, можно прийти к выводу, что в соответствии с российским законодательством правовая охрана доменному имени, как объекту интеллектуальной собственности, не предоставляется. Вместе с тем, для защиты Ваших прав на доменное имя необходимо обратить внимание на нормы части 4 ГК РФ, регулирующие правовое положение товарных знаков. Согласно п. 1 ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. На данное обозначение признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством Роспатента. Согласно ст.ст. 1480-1481 ГК РФ товарный знак подлежит обязательной государственной регистрации; свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В соответствии с п. 1 ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Таким образом, для того, чтобы возникло исключительное право на товарный знак, необходимо подать заявку и пройти процедуру государственной регистрации. Напомним, что п. 1 ст. 1229 ГК РФ устанавливает, что гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект интеллектуальной собственности вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование объекта интеллектуальной собственности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). В соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: - на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в Интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Следовательно, Вы вправе использовать товарный знак в доменном имени. К примеру, представим себе, что существует магазин Technoshock, владеющий исключительным правом на схожее словесное обозначение technoshock. Данный магазин вправе использовать принадлежащий товарный знак в доменном имени с обозначением technoshock. Однако поскольку гражданским законодательством не предусмотрена правовая охрана доменного имени как отдельного объекта, то любое лицо вправе зарегистрировать схожее доменное имя. Вместе с тем п. 3 ст. 1484 ГК РФ устанавливает, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Поскольку правообладатель вправе использовать принадлежащий ему товарный знак любым не противоречащим законом способом, в том числе в доменном имени, всякое использование третьим лицом схожего доменного имени в отношении товаров, в том числе однородных, если это может привести к вероятности смешения имени, без согласия правообладателя является незаконным. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 марта 2014 г. N СП-21/4 «Об утверждении справки но вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров» (далее – Постановление N СП-21/4) в п. 1.3 разъясняет: «Если два лица зарегистрировали в отношении неоднородных товаров в качестве товарных знаков обозначение, используемое одним из них как доменное имя, необходимо учитывать следующее. Требование о прекращении использования доменного имени, заявленное одним из обладателей права на товарный знак к другому обладателю права на товарный знак с таким же обозначением, подлежит удовлетворению в случае, если лицо, зарегистрировавшее доменное имя, фактически использует его в отношении товаров, для которых это обозначение зарегистрировано иным лицом в качестве товарного знака». Для предотвращения ситуации, при которой Ваши конкуренты раньше Вас зарегистрируют товарный знак в отношении схожих товаров, начнут использовать словесное обозначение в доменном имени и возникнет вероятность, что именно Вы будете использовать не принадлежащий Вашей компании товарный знак, рекомендуем как можно скорее подать заявку на государственную регистрацию товарного знака, а также зарегистрировать все возможные схожие комбинации. Это обеспечит более надежную защиту от недобросовестных конкурентов. В п. 1 ст. 1250 ГК РФ указано, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными ГК РФ. П. 1 ст. 1252 ГК РФ устанавливает, что защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется, в том числе путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также о возмещении убытков. Согласно ст. 1301 ГК РФ в случае нарушения исключительных прав правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, предусмотренных ГК РФ, вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 миллионов рублей. Таким образом, только после того, как Ваша компания станет владельцем товарного знака, Вы сможете предъявить указанные выше требования к нарушителю. В то же время действия нарушителя по использованию спорного доменного имени в данной ситуации можно будет квалифицировать и как акт недобросовестной конкуренции. Подтверждение вышесказанному можно проследить в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2012 г. N 09АП-35761/12. П. 7 ст. 1252 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда нарушение исключительных прав признано недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного права может осуществлять способами, предусмотренными как гражданским, так и антимонопольным законодательством. Президиум Суда по интеллектуальным правам в п. 1.2 Постановления N СП-21/4 устанавливает, что требование о пресечении действий, нарушающих права на товарный знак и выражающихся в незаконном использовании доменного имени, может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени. Требование о возмещении убытков за незаконное использование товарного знака при использовании доменного имени, а равно требование о взыскании компенсации может быть предъявлено к администратору соответствующего доменного имени и к лицу, фактически использовавшему доменное имя. При этом такие лица отвечают перед правообладателем солидарно. Кроме того, следует учитывать, что закон не исключает возможности при наличии соответствующих оснований предъявить регрессное требование к лицу, фактически разместившему информацию об однородных товарах на соответствующем ресурсе Интернета под спорным доменным именем. Администратор доменного имени не может снять с себя ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак и/или переложить ее на другое лицо посредством заключения какого-либо договора, в частности так называемого договора «об аренде доменного имени». Предположим, что один из Ваших конкурентов уже зарегистрировал товарный знак в отношении товаров и/или однородных товаров, реализуемых Вами, и использует доменное имя, схожее с доменным именем интернет-сайта вашей компании. В таком случае существует риск, что именно Вашу компанию смогут привлечь к ответственности за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц на зарегистрированный товарный знак, поскольку приоритет охраны установлен в отношении словесных обозначений, а не доменных имен. Вместе с тем некоторые суды все же встают на сторону той организации, которая раньше начала использовать спорное доменное имя. В таком случае действия владельца товарного знака в отношении защиты спорного доменного имени могут быть расценены судом как злоупотребление правом. Подобную позицию можно встретить в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 г. N 17АП-8258/12. При этом необходимо помнить о существовании противоправной деятельности, именуемой «киберсквоттинг» и направленной на массовую регистрацию чужих средств индивидуализации в качестве доменных имен с целью их последующей продажи законным владельцам. Однако в связи с тем, что приоритет охраны установлен в отношении товарного знака, а не доменного имени, рассчитывать на лояльность суда со стороны первоначального владельца доменного имени слишком рискованно. В связи с этим рекомендация, касающаяся скорейшей подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, остается в силе. Относительно охраны интеллектуальных прав на интернет-сайт. Гражданское законодательство не выделяет интернет-сайт в отдельный объект интеллектуальной собственности. Вместе с тем в п. 2 ст. 1259 ГК РФ, п. 2 ст. 1260 ГК РФ присутствует упоминание об интернет-сайте, как объекте авторских прав и одновременно составном произведении. П. 2 ст. 1259 ГК РФ разъясняет, что под составными произведениями следует понимать произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Интернет-сайт представляет собой составное произведение, поскольку формируется из специально подобранных и расположенных определенным образом материалов, к примеру, текстов, фотографий, рисунков, аудиовизуальных произведений, которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы, являющейся элементом сайта. Наполнение сайта называют контентом интернет-сайта. В соответствии со ст. 1260 ГК РФ автору составного произведения (составителю) принадлежит авторское право на подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда (составительство). Необходимо отметить, что в литературе существует еще одна позиция относительно того, к чему следует отнести интернет-сайт в рамках четвертой части ГК РФ. Так, ряд авторов считают, что сайт является не только составным произведением, но относится и к сложным произведениям. Согласно п. 1 ст. 1240 ГК РФ под сложным объектом интеллектуальной собственности следует понимать объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Указанный пункт в качестве примера приводит закрытый перечень возможных объектов: кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищного представление, мультимедийный продукт, базы данных. На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует единое понимание того, что можно отнести к мультимедийному продукту. Именно по этой причине в юридической литературе существует мнение, что ввиду неясности и размытости указанного термина к данному продукту в качестве сложного объекта можно отнести интернет-сайт. В таком случае правовой охране подлежит не только сайт в целом, как составное произведение, но и его объекты, как самостоятельные части. К примеру, сайт может содержать такие охраняемые объекты, как фотографии, фильмы, элементы дизайна, литературные произведения и т.д. Согласно п. 1 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии со ст. 1250, ст. 1252 ГК РФ правообладатель исключительного права вправе осуществлять защиту своего нарушенного права способами, предусмотренными гражданским законодательством. Ст. 1254 ГК РФ дополняет, что лицензиат (сторона лицензионного договора), в случае использования объекта интеллектуальных прав на условиях исключительной лицензии, может защищать свои права способами, предусмотренными в ст. 1250 ГК РФ, ст. 1252 ГК РФ. Таким образом, владелец сайта имеет права отстаивать свои права на сайт и его содержание, для чего желательно сначала зарегистрировать право на товарный знак, используемый в доменном имени. Для формирования доказательств рекомендуем обратиться к нотариусу для проведения осмотра интернет-сайта, чье доменное имя и наполнение схожи с доменным именем и наполнением Вашего интернет-сайта и, соответственно, нарушают Ваши интеллектуальные права. Кроме того, советуем подготовить претензию к нарушителю с учетом положений, изложенных выше. |