время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Банкротство физических лиц
Банкротство физических лиц
 Банкротство физических лиц

 

Экскурс в историю

В последнее время в Российской Федерации можно наблюдать стремительное развитие потребительского кредитования, банки расширяют ассортимент кредитных продуктов, растут объемы выданных гражданам сумм. Однако финансовый кризис, очередной этап которого стартовал в нашей стране в 2014 г., привел к росту инфляции, а также в значительной мере повлиял на реальные доходы населения, т.е. обычных граждан. Многие заемщики, потерявшие постоянный доход, оказались в ситуации, когда пени и штрафы по кредитам растут, как снежный ком. И многие просто не в состоянии справиться с такой проблемой самостоятельно. Адекватным выходом из сложившейся ситуации могла бы стать процедура банкротства физических лиц. Однако процесс принятия закона, который бы регулировал банкротство граждан, затянулся более чем на 10 лет. Нормы о банкротстве физических лиц содержал утративший силу Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», впоследствии указанные нормы перекочевали в новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), но не применялись до принятия поправок в другие нормативно-правовые акты. Проект закона «О банкротстве физических лиц» был разработан Минэкономразвития России в 2006 году, но был внесен в Правительство Российской Федерации лишь в марте 2008 г., а уже через несколько месяцев возвращен на доработку. Минэкономразвития не оставляло попыток и в ноябре 2009 г., когда в Правительство был внесен проект закона «О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника». Позже Правительство получило поручение до июля 2010 г. внести проект закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Госдума). В итоге законопроект № 105976-6, получивший название «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» был внесен в Госдуму только в июле 2012 г. и в ноябре того же года принят в первом чтении. Снова по непонятным причинам законопроект был заморожен. И только спустя два года, в декабре 2014 г., он был принят во втором чтении Госдумой, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации. Пройдя столь долгий путь, Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ внесший изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вступит в силу с 1 июля 2015 г. Основные вопросы банкротства физических лиц теперь будут регулироваться главой Х «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве.

 

Особенности подачи заявления о признании гражданина банкротом

 

Начиная с 1 июля 2015 г., в случае если денежные требования к гражданину в общей совокупности составляют не менее чем 500 тысяч рублей и не исполняются в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (ч. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве), можно подать заявление о признании данного гражданина банкротом в суд общей юрисдикции (для физических лиц) или в арбитражный суд (для индивидуальных предпринимателей).

Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают (ч. 1 ст. 213.3 Закона о банкротстве):

  • сам гражданин,
  • конкурсный кредитор,
  • уполномоченный орган. Гражданин вправе подать в суд заявление о признании его банкротом самостоятельно, если он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 213.4 Закона о банкротстве).
К заявлению необходимо приложить следующие документы:
  • документы, подтверждающие наличие задолженности (кредитный договор, договор оказания услуг, акт выполненных работ, расписка);
  • документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя;
  • списки кредиторов и должников с данными о них (наименования или фамилии, имени, отчества, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина).
  • опись своего имущества;
  • копии документов, подтверждающих право собственности;
  • и иные документы.
Гражданину, решившему объявить себя банкротом, необходимо выбрать саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет утвержден финансовый управляющий. Информация о такой организации в обязательном порядке указывается в заявлении. На депозит суда при этом вносятся денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему, которые передаются ему по завершении процедуры банкротства. В настоящее время фиксированная сумма вознаграждения финансового управляющего составляет 10 тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве (ст. 20.6 Закона о банкротстве).
По ходатайству гражданина суд может предоставить отсрочку по внесению вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания.
 
Следующими инициаторами дела о банкротстве физического лица могут быть конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам и уполномоченный орган – налоговая инспекция. Обязательно наличие решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением следующих требований (ст. 213.5 Закона о банкротстве):
  • об уплате обязательных платежей;
  • основанных на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта;
  • подтвержденных исполнительной надписью нотариуса;
  • основанных на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются;
  • основанных на нотариально удостоверенных сделках;
  • основанных на кредитных договорах с кредитными организациями;
  • о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.
После принятия заявления о признании гражданина банкротом суд рассматривает его обоснованность и выносит одно из трех решений (ст. 213.6 Закона о банкротстве):
  1. о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;
  2. о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;
  3. о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Опубликование сведений о банкротстве физического лица
 
Хотелось бы отметить, что обязательное опубликование сведений о банкротстве физического лица, в соответствии со ст. 213.7 Закона о банкротстве, имеет ряд особенностей. В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:
  • о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;
  • о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;
  • о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;
  • о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;
  • об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;
  • об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
  • о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;
  • об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
  • о проведении собрания кредиторов;
  • о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов.
Все указанные выше сведения публикуются путем включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – Реестр) и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений:
  • о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом;
  • о введении процедуры реструктуризации долгов;
  • о введении процедуры реализации имущества гражданина.
Примечание: Официальным изданием, согласно п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве и п. 1 распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р является газета «Коммерсантъ». Со сведениями, содержащимися в Реестре, можно ознакомиться я в сети «Интернет» по адресу: http://www.fedresurs.ru (п. 1.3 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утв. приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178)
 
Опубликование сведений в ходе процедуры банкротства осуществляется за счет гражданина.
 
Реструктуризация долгов гражданина
 
Рассмотрим более подробно, что законодатель понимает под реструктуризацией долгов гражданина, как она происходит и ее последствия.
Итак, реструктуризация долгов гражданина – это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Что же происходит после введения судом реструктуризации долгов? Прежде всего, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а также наступают следующие последствия:
  • срок исполнения денежных обязательств считается наступившим;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина остаются без рассмотрения, т.е. фактически такие требования не будут удовлетворены;
  • прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней;
  • приостанавливается исполнение исполнительных листов.
Кроме того, в ходе реструктуризации физическое лицо не может совершать сделки, превышающие 50 тысяч рублей без письменного согласия финансового управляющего.
 
Рассматриваемая нами процедура проводится согласно плану реструктуризации долгов гражданина.
 
Проект плана реструктуризации долгов может предложить сам должник, кредитор или уполномоченный орган. Лицо, разработавшее проект плана реструктуризации, отправляет его финансовому управляющему, а также иным заинтересованным лицам заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает лично. Проект плана реструктуризации долгов должен быть предложен не позднее десяти дней после истечения двухмесячного срока с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом.
Если финансовому управляющему поступило два и более проекта плана реструктуризации долгов, то наиболее оптимальный должет быть выбран и одобрен на общем собрании кредиторов, после чего он передается в суд для утверждения.
 
В случае, если внесенный план реструктуризации долгов гражданина не одобрен собранием кредиторов, суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования кредиторов либо в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина (ч. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве).
 
Согласно ч. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве, срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем 3 года.
 
В случае благоприятного исхода и погашения всех долгов, предусмотренных планом реструктуризации долгов, финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах его исполнения. Отчет с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, направляется конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган, а также в суд. Суд в свою очередь выносит определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена.
 
В противном случае суд обязан признать гражданина банкротом и перейти к процедуре реализации имущества.
 
Порядок реализации имущества должника
 
Процедура реализации имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться судом по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.
 
Кроме того, суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина-должника из Российской Федерации (ч. 3. ст. 213.24 Закона о банкротстве).
 
В соответствии с ч. 1. ст. 213.24 Закона о банкротстве, суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если:
  1. гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина;
  2. собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая утверждения такого плана судом без одобрения кредиторов;
  3. судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;
  4. производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях выявления недобросовестности гражданина.
Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу (ч. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве) за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии со ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ:
  • единственное жилье, кроме случая, когда такое жилье является предметом залога по ипотеке;
  • земельный участок, если на нем расположено единственное жилье (кроме случая залога по ипотеке);
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (на момент написания настоящей статьи МРОТ составляет 5965 рублей);
  • используемое для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
По мотивированному ходатайству гражданина суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать 10 тысяч рублей (ч. 2 ст. 213.25 Закона о банкротстве).
 
С даты признания гражданина банкротом:
  • все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
  • сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы.
Все имущество гражданина, включаемое в конкурсную массу, описывается и оценивается. На утверждение суду финансовый управляющий обязан представить положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества.
 
Имущество гражданина реализуется на открытых торгах. Однако собрание кредиторов или суд могут определить иной порядок реализации имущества.
 
Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах (ч. 3 ст. 213.26 Закона о банкротстве).
 
Очередность удовлетворения требований кредиторов
 
После реализации имущества должника требования кредиторов удовлетворяются согласно ст. 213.27 Закона о банкротстве. Так, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
 
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
  •  первая очередь:
    • уплата алиментов;
    • судебные расходы по делу о банкротстве гражданина;
    • выплата вознаграждения финансовому управляющему;
    • взыскание задолженности по выплате вознаграждения лицам, привлеченным финансовым управляющим для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина;
  •  вторая очередь:
    • выплата выходных пособий;
    • оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам;
  • третья очередь:
    • плата за жилое помещение;
    • коммунальные платежи;
  • четвертая очередь:
    • иные текущие платежи.
Требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются в следующем порядке:
  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
 
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными (п. 6 ст. 213.27 Закона о банкротстве).
 
Однако из этого правила есть исключения. Так, согласно п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве, освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
  • вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство;
  • гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или суду и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • доказано, что гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях суд в определении о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств.
 
Кроме того, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части.
 
Последствия признания гражданина банкротом
 
Ст. 213.30 Закона о банкротстве установлены следующие последствия признания гражданина банкротом:
  1. в течение 5 лет с даты признания гражданина банкротом:
    • гражданин обязан указывать на факт своего банкротства при заключении кредитного договора или договора займа;
    • гражданин не имеет права подавать заявление о повторном банкротстве в течение пяти лет;
  2. в течение 3 лет с даты признания гражданина банкротом:
    • он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Кроме того, в случае повторного признания гражданина банкротом в течение 5 лет по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве долги, как при банкротстве в первый раз, списаны не будут.
 
Заключение мирового соглашения
 
Особенности прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения установлены ст. 213.31 Закона о банкротстве.
Заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина. Мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
Разногласия между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу согласования мирового соглашения рассматриваются судом.
 
Мировое соглашение в обязательном порядке подлежит утверждению судом.
 
В случае заключения мирового соглашения прекращается:
  • исполнение плана реструктуризации долгов гражданина;
  • действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.
С даты прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения:
  • прекращаются полномочия финансового управляющего;
  • гражданин или участвующее в мировом соглашении третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.
В случае возобновления производства по делу о банкротстве гражданина в связи с нарушением условий мирового соглашения гражданин признается банкротом и в отношении гражданина вводится процедура реализации принадлежащего ему имущества.
 
 
Ответственность гражданина при банкротстве
 
Во избежание правонарушений в области банкротства граждан, а также предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротств, Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ помимо Закона о банкротстве, внес изменения и в иные нормативно-правовые акты, в том числе и в Уголовный кодекс РФ (далее –УК РФ).
 
Так, неправомерные действия при банкротстве, такие как сокрытие имущества, воспрепятствование деятельности финансового управляющего либо иные неправомерные действия в ходе процедуры банкротства, согласно ст. 195 УК РФ, будут наказываться с 1 июля 2015 г. крупным штрафом, ограничением свободы, принудительными работами либо реальным лишением свободы на срок до трех лет со штрафом или без него.
 
Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), т.е. совершение гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если такое действие (бездействие) причинило крупный ущерб, карается:
  • штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • принудительными работами на срок до пяти лет;
  • лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.
Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ), т.е. заведомо ложное публичное объявление гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается:
  • штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
 
Заключение
 
Конечно, сложности с практическим применением процедуры банкротства граждан не исключены, возможно, существуют пробелы в законодательстве, которые еще только предстоит выявить и устранить, однако вступление в силу с 1 июля 2015 г. поправок о банкротстве физических лиц, несомненно, для многих добросовестных граждан станет выходом из сложной жизненной ситуации. Во избежание негативных последствий, кредиторам рекомендуется с 1 июля 2015 г. проверять своих должников на предмет банкротства, чтобы не пропустить срок включения в реестр кредиторов, в сети «Интернет» по адресу: http://www.fedresurs.ru либо в официальном издании – газета «Комерсантъ». Должникам необходимо помнить, что прибегать к процедуре банкротства гражданина следует только в крайнем случае, когда самостоятельно с долгами уже не справиться, поскольку процедура банкротства имеет свои последствия и злоупотреблять ей не стоит да и не получится.

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены