время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
2014 /10/ Ответственность за нарушение сроков предоставления в Банк России корректирующих справок о валютных операциях в связи с неверно указанным кодом валютной операции в первичных справках.

 

Отвечает Лутфуллина Альбина,  юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»

 

Вопрос: Организация подает в банк корректирующие справки о валютных операциях (неверно был указан код валютной операции). Первичные справки были предоставлены в банк в 2011 и 2012 годах. Всего справок 15 штук. Банк фиксирует нарушение сроков по предоставлению корректирующих справок и передает данные в Росфиннадзор.

  1. Может ли административный штраф в нашей ситуации не применяться, учитывая давность правонарушения?
  2. Что грозит организации в этой ситуации кроме административного штрафа?
  3. Каков размер штрафа, учитывая количество справок?

 

Ответ:
1. Может ли административный штраф в нашей ситуации не применяться, учитывая давность правонарушения?
 
В соответствии с п. 1.5 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция N 138-И) формой учета по валютным операциям резидентов является справка о валютных операциях, порядок, случаи и сроки представления которой установлены вышеуказанным документом.
 
Инструкция N 138-И также предусматривает возможность вносить изменения в предоставляемые справки. На территории Российской Федерации валютные операции осуществляются в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации. Независимо от того, в какой валюте совершена операция, срок для внесения изменений в справку о валютных операциях составляет 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, что установлено в п. 2.9 и п. 3.15 Инструкции N 138-И.
 
Обратите внимание, датой оформления документа, подтверждающего необходимые изменения, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
 
При этом, согласно п. 2.9 и п. 3.15 Инструкции N 138-И, в случае если уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного п. 2.9 и п. 3.15 Инструкции N 138-И, изменить содержащиеся в ранее принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях сведения, уполномоченный банк самостоятельно заполняет корректирующую справку о валютных операциях.
 
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность за несоблюдение вышеуказанных правил по предоставлению форм учета по валютным операциям резидентов.
 
Так, в частности, ч. 6.2. ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает:
«Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».
 
Кроме того, п. 6.4. ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за повторное в течение одного года совершение действий (бездействий), предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
 
Однако лицо не может быть привлечено к административной ответственности за пределами срока давности. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ при нарушении валютного законодательства срок привлечения к ответственности составляет один год с момента совершения административного правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
 
В п. 14 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Постановление от 24.03.2005 N 5) дается разъяснение, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
 
Для определения момента, с которого срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь, необходимо установить, о каком нарушении идет речь: длящемся или совершенном. КоАП РФ не раскрывает понятие длящегося правонарушения. Однако этот вопрос разъяснен в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5. Так, длящимся административным правонарушением является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
 
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
 
В п. 19 Постановления от 24.03.2005 N 5 Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
 
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
 
Подтверждение вышесказанному можно обнаружить в судебной практике, сложившейся по аналогичным случаям:
  • Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 N 20АП-992/11.
  • Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2009 г. N 20АП-1559/2009.
  • Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2008 г. N 20АП-1202/2008.
Таким образом, в случае совершения административного правонарушения, заключающегося в непредставлении форм учета и отчетности по валютным операциям своевременно, такое правонарушение не является длящимся и признается совершенным с момента окончания срока для предоставления корректирующей справки. При этом важно помнить, что срок для внесения изменений в справку о валютных операциях составляет 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, что установлено в п. 2.9 и п. 3.15 Инструкции N 138-И.
 
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при наличии обязанности предоставить несколько необходимых документов, срок давности привлечения к административной ответственности возникает отдельно в отношении каждого документа.
 
В соответствии с п. 6. ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. По истечении срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях привлекаемого к ответственности лица, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
 
Подтверждение вышесказанному можно найти в сложившейся судебной практике:
  • Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2009 г. N 18АП-9987/2009.
  • Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2009 г. N Ф09-5831/09-С1.
 
2. Что грозит организации в этой ситуации кроме административного штрафа?
 
3. Каков размер штрафа, учитывая количество справок?
 
Анализ действующего законодательства России показал, что ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций предусмотрена только нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иные нормативные акты и, в частности, Уголовный Кодекс Российской Федерации, не содержат норм, устанавливающих ответственность за несвоевременное предоставление форм учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
 
Примерную сумму штрафа в данной ситуации можно высчитать лишь при наличии информации о том, по каким непредоставленным документам истек срок давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, велика вероятность привлечения к ответственности по п. 6.4. ст. 15.25 КоАП РФ за повторное совершение правонарушения в течение одного года. Однако точную сумму штрафа может определить только должностное лицо, которое привлекает нарушителя к административной ответственности.

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены