время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow 7 интересных событий в сфере права и бухгалтерского учета 2012 года
7 интересных событий в сфере права и бухгалтерского учета 2012 года
 

Тузова Инна,  юрист Центра налогового и правового консультирования ГК «ИРБиС»Тузова Инна,
юрист Центра налогового и правового  консультирования ГК «ИРБиС»

 

Уходящий 2012 год был достаточно событийным на принятие новых законов, постановлений, приказов, некоторые из которых вызвали ажиотаж, непонимание и споры по причине отсутствия единого мнения среди представителей различных профессий. При подготовке обзора было замечено, что зачастую законодатели игнорировали принципы различных отраслей права, забывая о пословице «что написано пером, не вырубишь топором».

Самые жаркие дебаты в 2012 году состоялись в связи принятием следующих документов:

1 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», утвердившее новую форму счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок (продаж) при расчетах по НДС.
Главный вопрос, волновавший налогоплательщиков – дата вступления указанного постановления в силу.
Ввиду отсутствия прямого указания в самом документе, единства во мнениях относительно момента его применения не было. Дело дошло даже до графической копии Собрания законодательства Российской Федерации от 16 января 2012 года N 3, где оно значилось под 417 номером. Журнал был напечатан, но к подписчикам номер не поступил вовремя.
Наконец, с недельным опозданием, 31.01.2012 Министерство финансов РФ выпустило письмо, в котором допускалось до 01.04.2012 применять как старую, так и новую форму счета-фактуры.
Вот что написал по этому поводу руководитель департамента налогового консалтинга юридической компании «Базальт» Михаил Грановский в статье «Новые формы счет-фактур: новые глупости и старые проблемы»: «Когда вы перестанете радоваться любой возможности подвергнуть теоретическому исследованию очередную головоломку в дурно составленном законодательном акте, словно ребенок, получивший в подарок кубик Рубика, вместо того, чтобы научиться задавать вопросы их составителям и научить их давать своевременные ответы?» (с текстом статьи можно ознакомиться на сайте Клерк.Ру по ссылке http://www.klerk.ru/buh/articles/261312 ).
Получается, беспокойство профессионального сообщества относительно использования старой и новой формы счета-фактуры было напрасным, ведь никаких штрафных санкций налоговые органы не предъявляли.
От себя добавим, что даже в конце 2012 года далеко не все вопросы, вызванные данным постановлением, решены. Применять новые формы начали все, а с порядком их заполнения разобрались немногие,  а он, тем не менее, отличается от предыдущего.


2 Поручение Правительства РФ от 28.12.2011 N ВП-П13-9398.
Данное поручение было издано с грифом «Для служебного пользования» и с целью наведения порядка в деятельности государственных корпораций, но «пострадали» от него практически все коммерческие организации. Напомним, в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Однако, не только сам документ, но и вопрос – где его найти? – взбудоражил все российское бизнес-сообщество. При заключении договоров контрагенты писали письма, ссылаясь на поручение и необходимость предоставить информацию «о всей цепочке собственников, включая бенефициаров. В том числе, конечных».
В итоге, не только государственным корпорациям, но и всем коммерческим организациям пришлось потратить достаточное количество времени, чтобы понять, что за документ обязал их раскрыть партнёрам по бизнесу всю хозяйственную деятельность организации, какое он имеет к ним отношение и что будет, если не следовать этому поручению. Ну и конечно – кто, где и сколько будет хранить всю кипу полученных документов…
Как следует из текста поручения, документы необходимо предоставить  Правительству РФ, значит, именно там будут храниться все документы. Относительно сроков хранения, думаем, логичным будет руководствоваться приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 года N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных  документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Между тем, поручение не является нормативно-правовым актом, следовательно, обязательному исполнению не подлежит, тем более, если оно вам лично не было адресовано.


3 Приказ Минфина РФ от 21 декабря 2011 года N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Бухгалтеры задавались вопросом: «Какие КБК использовать при уплате налогов, взносов в 2012 году?» Удивлялись, как применять КБК, указанные в приказе 180н, если он не прошел официальную регистрацию в Министерстве юстиции РФ?
Действительно, первый рабочий день – 10 января 2012 года, заключение Минюста РФ о том, что приказ не нуждается в государственной регистрации и применяется при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012 года было издано 13 января 2012 года, а информация об этом появилась гораздо позже.
Аналогичная история была в 2011 году, когда соответствующий приказ за номером 190н был принят и подлежал применению с 1 января 2011 года, а заключение «не нуждается» было дано только 1 февраля 2011 года.
Наверное, надо бы уже привыкнуть к тому, что в новом году нужно руководствоваться новыми приказами, но неторопливость российских чиновников в выдаче заключений  по столь важным моментам вызывает легкое непонимание – может быть, просто не имеет значения все, что делает налогоплательщик в первый месяц нового года?

4 Недовольство многих компаний было связано в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15 марта 2012 года N 201 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 581» согласно которому граждане РФ отдыхали 29 апреля, 1, 2, 6, 7, 8, 9 мая.
Критика со стороны работодателей (работники, как ни странно, своего возмущения не высказали) была обоснованой, ведь постановление, по сути, противоречит Трудовому кодексу РФ, а, значит, применению не подлежит. Неужели в правовом государстве забыли при издании акта обратить внимание на две статьи данного документа? А именно: на восьмой абзац  статьи 5 «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации» и абзац пятый статьи 112 «Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее, чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня».
Постановление официально было опубликовано в «Российской газете» 19.03.2012 N 59 и в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 марта 2012 года N 12.
Любопытно, что общее тихое роптание не привело никого в суд для признания данного акта ненормативным, хотя возможность обратиться с требованием о признании недействующим нормативного правового акта полностью или в части закреплена в нормах права (см.: статьи 251-253 Гражданского процессуального кодекса – если оспаривает физическое лицо, статьи 197-201 Арбитражного процессуального кодекса – если оспаривают организации, предприниматели).


5 Приказ Федеральной налоговой службы от 22 марта 2012 года N ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения».
Вопросы о применении новой формы декларации продолжались до тех пор, пока федеральная налоговая служба (далее – ФНС) в письме от 15 июля 2012 года N ЕД-4-3/9882 не разъяснила, что для налогоплательщиков, у которых отчетный период – квартал, декларация по новой форме подается за третий квартал 2012 года, а для исчисляющих ежемесячные авансовые платежи – начиная с представления налоговой декларации за семь месяцев 2012 года.
К сожалению, как обычно, в доступных источниках это неприметное письмо появилось не сразу, а к моменту, когда большая часть организаций была практически готова «сдаваться» по новой, найденной на просторах Рунета, не совсем официальной форме декларации, что лишний раз свидетельствует о силе авторитета доблестных налоговых органов.


6 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование, служба) в 2012 году сильно потревожила организации, занимающиеся розничной продажей пива, производством этилового спирта.
Долгожданным постановлением Правительства РФ от 9 августа 2012 года N 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» было утверждено 12 новых форм деклараций.

Немало вопросов возникало при прочтении пункта 17 о подачи деклараций в территориальный орган по месту нахождения организации. Было непонятно о каком территориальном органе идёт речь. Ответ на данный вопрос содержится в приказе Росалкогольрегулирования от 27 апреля 2012 года N 98 «Об утверждении Адмиристративного регламента Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок». В приложении 1 к нему перечислен список межрегиональных управлений с указанием адресов и телефонов. То есть, организациям фактически предлагалось звонить по указанным номерам и узнавать, по какому адресу подавать декларации. Только вот догадаться о том, что нужно сначала посмотреть этот регламент, приходилось самостоятельно и не всегда успешно, ведь прямого указания на него рассматриваемое постановление не содержало.


7  Утилизационный сбор.
С 1 сентября 2012 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 30 августа 2012 года N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств». Постановлением взимание сбора возложено на Федеральную таможенную службу.
Месяцем ранее был принят Федеральный закон от 28.07.2012 N 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», установивший «за каждое колёсное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, … уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности».
По поводу принятия данного документа генеральный директор ООО «Бизнес-Студио» Денис Корнилов в статье «Налоговый кодекс – в утилизацию» отметил: «Когда вводился так называемый утилизационный сбор, были затронуты только Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Бюджетный кодекс. О Налоговом кодексе и не вспомнили» (с текстом статьи можно ознакомиться на сайте Клерк.Ру по ссылке http://www.klerk.ru/columnists/kornilov/287657/). Таким образом, сбор новый ввели, а про Налоговый кодекс представители законодательной власти, которые когда-то сами его принимали, забыли.
Завершая данный обзор, хочется сказать следующее. Мы живем в хорошей стране с хорошими людьми, но иногда от нас всех требуется немного больше внимания к нашим законодателям и их нововведениям, дабы они не забывали о том, для кого принимаются законы, приказы и постановления. Необходимо чаще «информировать»  их о том, что что-то не так в принятых «на той стороне» документах, что они не готовы к применению и даже вредны. Но в одиночку немногие на это способны.


В качестве обращения к законодателям, в том числе и будущим, большая надежда и пожелание на следующий год, годы – не забывайте о ранее принятых нормативных актах и перечитывайте их еще раз, ведь как показал обзор, новые акты – это хорошо забытые старые документы, которые часто вступают в противоречие друг с другом.
Будем бдительны, господа!

 

Мы с радостью поможем вам и вашему бизнесу!
Тел: 8 (495) 225-0102
e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Мы бережем ваше время!


 

Журнал "Система успеха" декабрь 2012 (№12)

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены