время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Профессиональные стандарты на замену квалифицированным справочникам
Профессиональные стандарты на замену квалифицированным справочникам
 

Величко Ольга,  юрисконсульт ГК «ИРБиС»Величко Ольга,
юрисконсульт ГК «ИРБиС»

 

Очевидно, что в области использования системы Квалификационных справочников за годы ее применения возникло множество проблем: организационных, правовых, методических, финансовых и прочих. Изменяющийся рынок труда требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов, которая активно обсуждается на «высшем уровне» и, как следствие, в ближайшее время  в российском трудовом законодательстве появится новый институт – институт профессиональных стандартов.
Следует отметить, что подобная ситуация складывается не только в России. В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Лишь пять из них, в том числе Россия, осуществляют разработку НКС, NQF самостоятельно, для всех остальных Всемирным банком и Европейским союзом в рамках ряда программ  выделяются «донорские материалы и средства».
К примеру, по словам эксперта Международной организации труда (МОТ) Майка Айсмана, выступавшего на заседании экспертной группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» в рамках подготовки стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, состоявшемся 23 июня 2011 года, к настоящему времени за разработку и внедрение NQF самостоятельно заплатили лишь 5 стран: Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и Уэльс, Шотландия (Шотландии для поддержания системы NQF потребовалось 25 лет, это стоило 5 миллионов фунтов в год). Для процесса внедрения  NQF Республике Гана (государство в Западной Африке) Всемирным банком был предоставлен заем в 802 миллиона долларов, на реализацию и внедрение национальных систем квалификационных характеристик в Республике Азербайджан Всемирный банк предоставил заем в 40 миллионов долларов.

NQF в Европе представлена рамкой квалификаций (Национальная  рамка  квалификаций  –  организованные  в  единую структуру  описания  квалификаций,  признаваемые на национальном и международном уровнях, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании), которая содержит количество уровней квалификаций в стране (в разных странах по разному, от 1 до 10); профессиональные стандарты, включающие в себя описание требований к работнику – в виде знаний, умений и навыков, разнесенных по уровням рамки квалификаций, список профессий/квалификаций и программами профессионального обучения, формирующими определенный набор компетенций.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы. Например, для решения этой задачи в Великобритании на национальном уровне разработана система обеспечения качества рабочей силы, в которую включаются:
- Национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards);
- сеть Советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils);
- программы профессионального образования и подготовки (для возрастных групп от 14 лет и старше), обеспечивающие взаимосвязь различных уровней и типов обучения;
- Национальная рамка квалификаций, которая состоит из восьми уровней и описывает все возможные виды образования, а также пути получения профессиональной подготовки;
- система оценки и признания результатов предыдущего образования;
- сеть автономных колледжей и частных учебных заведений, реализующих программы профессионального обучения в тесном сотрудничестве с региональными организациями работодателей.


Россия же самостоятельно существенно продвинулась в создании национальной системы квалификаций (Национальная система квалификаций – инструмент повышения качества профессионального образования и его значимости для рынка труда, призванная обеспечить официальное признание результатов обучения независимо от места обучения, будь то учебное заведение или рабочее место (рынок квалификаций, а не рынок дипломов). Во многом благодаря  Министерству образования и науки РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (далее – РСПП), которые разработали проект макета профессионального стандарта (национальной рамки квалификаций) для России, создали Национальное агентство развития квалификации (далее – НАРК) и через ВУЗы пытаются «уговорить» работодателей разработать отраслевые профессиональные стандарты (Отраслевая рамка квалификаций предназначена для объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан и позволяет в частности, разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов).
Профессиональный стандарт – это многофункциональный  нормативный документ, определяющий некий квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии).

Предполагается, что в России, как и в Европе, стандарты  предстанут в роли посредника между системой подготовки рабочей силы и ее использованием в конкретных видах экономической деятельности (далее – ВЭД).

Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:
- конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;
- решения  широкого  круга  задач  в  области    управления  персоналом (разработки  стандартов  предприятия,  систем  мотивации  и  стимулирования персонала,  должностных  инструкций);  
- тарификации  должностей; отбора и подбора  персонала, планирования карьеры;
- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов)  экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к  содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований  должностей,  упорядочивание  видов  трудовой деятельности и пр.);
- проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;
- важным фактором при увольнении – в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).

При этом нельзя не отметить, что профессиональные стандарты нужны не только работодателю, они будут являться основой формирования государственных  образовательных стандартов и программ  всех  уровней  профессионального  образования,  в  том  числе обучения  персонала  на  предприятиях,  а  также  для  разработки  учебно-методических материалов к этим программам;  установления квалификационных уровней.

По сути, в России профессиональные стандарты существуют уже давно, и работодатели их активно используют. Разработка стандартов происходит по инициативе объединений работодателей или крупных организаций при организационно-методической поддержке НАРК, курирующего в настоящее время также экспертизу и введение в действие профессиональных стандартов. По отдельным инновационным ВЭД возможна разработка профессиональных стандартов по инициативе  самого НАРК.

Профессиональный стандарт разрабатывается на основе «Макета профессионального  стандарта»,  утвержденного  Распоряжением  Президента РСПП N  РП-46 от 28 июня 2007 года, процесс его создания включает в себя следующие этапы:


Введение в действие профессионального  стандарта (ПС):



Все  расходы,  связанные  с  разработкой,  экспертизой  и  введением  в действие профессионального стандарта несет его разработчик.
В РФ профессиональные стандарты уже разработаны, утверждены и введены в действие  в следующих областях:
- авиастроение;
- информационные технологии;
- индустрия питания;
- управление организаций и др.

Однако приведенные выше стандарты носят скорее «корпоративный» характер, и их основными  пользователями являются:
- руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
- специалисты в области сертификации персонала;
- специалисты,  разрабатывающие  государственные  образовательные стандарты и профессиональные образовательные программы;
- психологи  и  профконсультанты,  оказывающие  населению  услуги  в области  профессионального  самоопределения  и  построения профессиональной карьеры.

Поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка профессиональных стандартов, в настоящее время, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 перечня поручения Президента Российской Федерации от 9 сентября 2010 года N Пр-2663 и пунктом 1 поручения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года         N ВП-П8-6598, в целях введения в законодательство Российской Федерации института профессионального стандарта Минздравсоцразвития России разработан проект Федерального закона от 2 мая 2012 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного регулирования порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов)».
Данным законопроектом вводятся понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт», а также полномочие Правительства РФ устанавливать порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.
Кроме того, предполагается дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьей следующего содержания:
«Статья 1951. Квалификация работника.
Квалификация работника – уровень знаний, умений и опыта работника, необходимых для  выполнения им трудовой функции.
Требования к необходимому уровню квалификации работника для выполнения соответствующей трудовой функции и условиям ее осуществления содержатся в профессиональных стандартах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».


Отметим, что в случае принятия данного Федерального закона и введения его в действие, работодателю, в соответствии со статьей 72 Трудового кодекса РФ, необходимо будет заключить со своими работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, конкретизирующие такое обязательное условие трудового договора как «трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)», а именно:
– наименование должности, профессии, специальности с указанием квалификации;
– трудовая функция, определяемая с учетом профессиональных стандартов, содержащих требования к необходимому уровню  профессиональной квалификации (знаниям, умениям и опыту работника); конкретный вид поручаемой работы.

В Пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в результате его принятия не произойдет автоматический отмены ЕТКС и ЕКС, поскольку если в соответствии с трудовым законодательством выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац 3 части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации). Окончательный переход от системы ЕТКС и ЕКС произойдет только когда предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений не будут зависеть от наименований профессий и должностей.
Минздравсоцразвития России  также  подготовил  проект приказа от 16 февраля 2012 года «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке отраслевых рамок квалификаций», которые заменят действующие в данный момент «Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации» (утв. Минздравсоцразвития России 22.12.2011).

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством РФ  в срок до 1 декабря 2012 года должен быть утвержден план разработки профессиональных стандартов, а к 2015 году разработано и утверждено не менее 800 профессиональных стандартов.

Распоряжением Председателя Правительства РФ  от 30 августа 2012 года N1561-р проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения» внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящее время зарегистрирован в Государственной Думе РФ за N 134129-6 и находится на стадии предварительного рассмотрения.

Вопрос о сроке принятия документа, количестве изменений, который он может претерпеть в процессе обсуждений, дате введения его в действие и скорости принятия соответствующих стандартов пока остается открытым. Тем не менее, учитывая активность наших законодателей в последнее время, всем без исключения организациям стоит быть готовыми к оперативному решению новых «профессиональных» задач.

 

Мы с радостью поможем вам и вашему бизнесу!
Тел: 8 (495) 225-0102
e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Мы бережем ваше время!


 

Журнал "Система успеха" ноябрь 2012 (№11)

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены