Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N ВАС-10330/12 Нормативный правовой акт органа исполнительной власти опубликован только в одном из официальных источников: нарушен ли порядок его обнародования? Заявитель просит признать недействующим Приказ ФСФР России об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами таких бумаг. В обоснование своего требования заявитель указывает, что оспариваемый приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", но не был размещен в "Российской газете". Данный факт, по его мнению, свидетельствует о нарушении порядка обнародования, установленного Указом Президента РФ о порядке опубликования и вступления в силу актов главы государства, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. ВАС РФ пояснил следующее. В связи с опубликованием оспариваемого приказа с нарушением порядка обнародования заявитель полагает, что он не влечет правовых последствий. Следовательно, у регионального отделения ФСФР России не было оснований для привлечения его к ответственности как директора ЗАО за неисполнение упомянутого приказа. Установлено, что источником информации об издании нормативных актов для общества является "Российская газета". Автоматизированных информационно-правовых систем у общества не имеется. Однако по смыслу указа Президента РФ официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается их размещение хотя бы в одном из указанных в нем источников: "Российской газете" или "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". С учетом изложенного оспариваемый акт не может быть признан недействующим на том основании, что он не опубликован в "Российской газете". Тот факт, что заявитель не пользуется "Бюллетенем нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в качестве источника информации о принятых правовых актах, не свидетельствует о нарушении порядка опубликования оспариваемого приказа, а также прав и законных интересов заявителя. В связи с этим оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 сентября 2012 г. N ВАС-9586/12 Почему прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов некоторым потребителям - только по соглашению? Проверена законность норм, регулирующих порядок прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии и газа организациям-потребителям. Речь идет о ситуациях, когда поданные таким организациям топливно-энергетические ресурсы не оплачиваются. Если к сетям подобной организации подключены абоненты, которые своевременно вносят плату, данное юрлицо обязано по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей компанией обеспечить подачу этих ресурсов в необходимых объемах. ВАС РФ счел нормы законными и разъяснил следующее. Названный порядок был принят в развитие положений ГК РФ и Закона о газоснабжении. Данный порядок является льготным. Он распространяется на организации, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям; а также на медучреждения; организации связи; объекты ЖКХ; объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий; метрополитен. По смыслу этих норм организация-потребитель обязана обеспечить подачу данных ресурсов подключенным к ее сетям абонентам, которые своевременно платят за них, в необходимых объемах. При этом отношения по поводу поставок в такой ситуации должны быть урегулированы на основании соглашений между ресурсоснабжающими компаниям и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за неподачу ресурсов таким абонентам лежат на организации-потребителе. Именно такая организация располагает сведениями о подобных абонентах и их численности. Это соглашение обязательно. Оно должно предшествовать прекращению подачи газа, чтобы избежать нарушения прав указанных абонентов. Подобное соглашение носит гражданско-правовой характер. Его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки. Поэтому оспариваемые нормы не нарушают права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следует отметить, что ранее КС РФ (в постановлении от 17 июля 2012 г. N 1308-О) указал, что эти нормы также нельзя рассматривать как нарушение конституционных прав. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. N ВАС-9698/12 Госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы юрлица: форма заявления. Предприниматель просит признать недействующим отдельное приложение к Постановлению Правительства РФ об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юрлиц, а также физлиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявитель сослался на то, что оспариваемое приложение вступило в противоречие с принятым позднее Законом о внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Он требует приведения уставов ООО, созданных до дня его вступления в силу, в соответствие с данными изменениями. ВАС РФ пришел к выводу, что заявление предпринимателя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Оспариваемым приложением утверждена форма заявления о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Заявитель оспаривает данное приложение в части отсутствия в названной форме строки, указывающей, что изменения вносятся в целях приведения устава в соответствие с Законом о внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Как пояснил ВАС РФ, данная форма заявления, действительно, не содержит указанной строки. Следовательно, в данном случае, по сути, речь идет не о несоответствии оспариваемого приложения закону, а об образовавшемся пробеле. Он подлежит устранению путем издания компетентным органом исполнительной власти правового акта, дополняющего действующую форму соответствующей строкой. Однако суды не наделены полномочиями по понуждению органов исполнительной власти к изданию тех или иных актов. Такие действия были бы нарушением их компетенции. Таким образом, суд выявил не противоречие оспариваемой формы законодательству, а ее неполноту. Вместе с тем установлено, что у органов исполнительной власти данное обстоятельство не вызывает неоднозначного толкования, так же как и у арбитражных судов, правоприменительной практикой которых устранена возникшая неопределенность. Указ Президента РФ от 29 сентября 2012 г. N 1309 "О призыве в октябре - декабре 2012 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" Этой осенью в армию призовут служить почти на 15,5 тыс. человек меньше, чем весной. С 1 октября по 31 декабря 2012 г. на военную службу призываются граждане России в возрасте от 18 до 27 лет в количестве 140 140 человек. Это касается тех, которые подлежат призыву и не находятся в запасе. Напомним, что за весенний призыв 2012 г. количество новобранцев составило 155 570 человек. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, у которых истек срок службы по призыву, подлежат увольнению. Указ вступает в силу со дня официального опубликования. Указание Банка России от 10 августа 2012 г. N 2861-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2011 г. Какие ценные бумаги входят в Ломбардный список Банка России? Утвержден новый перечень ценных бумаг, включаемых в Ломбардный список Банка России. Как и прежде, в него входят облигации, выпущенные от имени России, облигации ипотечных агентств, юрлиц - резидентов России, в т. ч. биржевые облигации. Кроме того, в перечень включены акции юрлиц - резидентов России, не являющихся кредитными организациями, облигации международных финансовых организаций, выпущенные в соответствии с российским законодательством. Изменились условия включения (исключения) выпусков ценных бумаг в Ломбардный список. Так, акции юрлиц - резидентов России, не являющихся кредитными организациями, должны входить в список для расчета Индексов ММВБ и РТС. Кроме того, они должны быть допущены к обращению на фондовой бирже, действующей на территории нашего государства, на которой ЦБ РФ выступает участником торгов. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования. Прежний перечень утратил силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2012 г. Регистрационный № 25541
Проект постановления Правительства РФ от 28 сентября 2012 г. Возможно, в 2013 г. у нас будут не только Новогодние, но и весенние каникулы Минтруд России подготовил проект постановления Правительства РФ о переносе выходных дней в 2013 г. Ознакомиться с ним можно на сайте Министерства. Во-первых, предлагается перенести выходные с субботы 5 января и с воскресенья 6 января на четверг 2 мая и пятницу 3 мая. Напомним, что согласно Трудовому кодексу с 1 по 8 января у россиян Новогодние каникулы. При этом выпадающие на них выходные дни (в 2013 г. это как раз 5 и 6 января) Правительство РФ вправе переносить на любые другие дни в очередном календарном году. Кроме того, в следующем году День защитника Отечества выпадает на субботу. Поэтому выходной с субботы должен переноситься на понедельник 25 февраля. Однако предлагается перекинуть его с понедельника 25 февраля на пятницу 10 мая. Таким образом, на Новый год россияне будут отдыхать 10 дней подряд - с 30 декабря по 8 января (31 декабря — выходной за счет «рабочей» субботы 29 декабря). На День защитника Отечества — 2 дня (23 и 24 февраля). На Первомай — 5 дней подряд (с 1 по 5 мая), на День Победы — 4 дня (с 9 по 12 мая). В остальные праздники отдыхаем как обычно.
|