Постановление Правительства Московской области от 9 апреля 2009 г. N 267/14
"Об утверждении Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции"
В целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению и устранению таких положений Правительство Московской области постановляет:
Утвердить прилагаемую Методику проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Губернатор
Московской области
Б.В. Громов
Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области (далее - акты, государственные органы), и их проектов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционные факторы - положения акта (проекта акта), которые могут способствовать проявлениям коррупции при его применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенные нормы - положения акта (проекта акта), содержащие коррупционные факторы.
1. Эффективность проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность) определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы акта (проекта акта) на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения акта (проекта акта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (проекта акта) (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в акте (проекте акта) выявленных коррупционных факторов.
4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
5. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
6. Факторы, связанные с реализацией полномочий государственного органа или органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении юридических и физических лиц;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к юридическим и физическим лицам;
г) злоупотреблении правом заявителя государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав юридических и физических лиц;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для юридических и физических лиц по усмотрению государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный акт;
ж) принятии акта сверх компетенции - нарушении компетенции государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии акта;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в акте (проекте акта) и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в акте (проекте акта) нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих или муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих или муниципальных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за государственными органами или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных гражданских служащих или муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам юридических и физических лиц.
8. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе акта (проекта акта), - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения государственных органов или органов местного самоуправления (их должностных лиц).