Отвечает Пасечник Наталья, юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
Можно ли с временно пребывающими иностранцами постоянно перезаключать трудовые договоры на срок менее 6 месяцев, чтобы не платить взносы в ПФР? Интерес к временно пребывающим иностранным гражданам, заключающим договор на срок менее шести месяцев, понятен, поскольку с 1 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые отнесли к разряду застрахованных лиц временно пребывающих на территории России иностранцев (и лиц без гражданства), заключающих бессрочный трудовой договор или трудовой договор на срок не менее шести месяцев. В частности, появилась ст. 22.1, устанавливающая, что «страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, … временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы … на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц». Таким образом, лица, заключившие договоры на более чем шестимесячный срок действия, относятся к застрахованным лицам и выплаты, производимые им по трудовому договору, с 01.01.2012 облагаются по льготной ставке страховых взносов в ПФР в размере 22% до достижения предельной величины доходов, составляющей на сегодня 512 000 рублей нарастающим итогом с начала года, и по ставке 10% при превышении этого предела. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: «лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя». Следовательно, работодатель обязан оформлять пенсионное страховое свидетельство и в отношении иностранного гражданина, с которым заключен трудовой договор, сроком действия не менее шести месяцев. Если же трудовой договор с временно пребывающим на территории России иностранным гражданином (или лицом без гражданства) заключен на срок менее шести месяцев, то в отношении данного лица страховые взносы не уплачиваются, и страховое свидетельство не оформляется. Анализируя действующее законодательство в области трудового права, можно сделать вывод, что прямого запрета на многократное перезаключение срочного трудового договора нет. Теперь рассмотрим случаи, когда трудовое законодательство предусматривает заключение срочного трудового договора. Так, согласно ч. 1 ст. 59 ТК, срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения сторон носят заведомо временный характер. Кроме этого, срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон: «с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства; с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением … разрешена работа исключительно временного характера; с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств; с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений; с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с лицами, обучающимися по очной форме обучения; с лицами, поступающими на работу по совместительству». Полный перечень смотрите в ч. 2 ст. 59 ТК. Также не следует забывать о мнении судебных органов в отношении данного вопроса. В частности, п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» говорит о том, что «при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок». Следовательно, хотя трудовое законодательство и не содержит запрета на перезаключение срочного трудового договора, существует риск того, что в любой момент по заявлению заинтересованного лица (например, Пенсионного Фонда РФ либо самого работника) такой трудовой договор может быть признан судом заключенным на неопределенный срок, что, как минимум, чревато наступлением последствий в виде уплаты страховых взносов за весь период действия договора.
Отвечает Пожиганов Александр, юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
Должна ли организация выступать налоговым агентом при уплате НДФЛ по гражданско-правовым договорам с физическим лицом, не являющимся работником данной организации, в частности по договору аренды помещений? Если да, то в каких случаях применим подпункт 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ?
В соответствии с общим определением ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В качестве Арендодателя может выступать физическое лицо, а в качестве Арендатора – юридическое. В соответствии с п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком в России и за ее пределами. К доходам от источников в РФ, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ, относятся доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации. Налоговая база будет определяться по правилам ст. 210 НК РФ: все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной , так и в натуральной форме. В общем порядке, согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, то есть выступить в роли налогового агента. Эта позиция отражается и в официальных разъяснениях, смотрите, например, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 ноября 2008 года N 03-04-05-01/417. Пунктом 2 ст. 226 НК РФ установлено, что исчисление сумм и уплата налога производится в отношении всех доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога. Вот здесь и возникает обоснованный вопрос о применении пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ, которая определяет следующее: «Исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества». Кто же относится к физическим лицам, самостоятельно исчисляющим НДФЛ, в данном случае? По этому вопросу налоговые органы дают разъяснения в своих письмах (смотрите письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июля 2009 года N 03-04-06-01/178, от 1 июня 2011 года N 03-04-06/3-128, от 5 августа 2011 года N 03-04-06/3-179), на основании которых можно сделать однозначный вывод о позиции налоговых органов по интересующему нас вопросу. Дело в том, что в силу п. 1 ст. 226 налоговыми агентами не признаются только иностранные организации, и именно на них и распространяет свое действие пп.1 п.1 ст. 228 НК РФ. В связи с чем в отношении доходов, полученных физическим лицом по договору аренды, заключенному с российской организацией, исчисление и уплата в бюджет НДФЛ в порядке статьи 228 НК РФ не производится. Данный вывод подкрепляется и арбитражной практикой: см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2010 года N Ф07-3238/2010 по делу N А66-9581/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2010 года N Ф09-7389/10-С2 по делу N А76-43987/2009-54-211. Также необходимо отметить, что условие договора аренды о том, что арендатор не является налоговым агентом, и обязанность по исчислению и уплате НДФЛ возлагается на арендодателя, следует считать противоречащим НК РФ, т.е. ничтожным. (см. письма Минфина РФ от 15.07.2010 N 03-04-06/3-148, от 29.04.2011 N 03-04-05/3-314).
Подводя итог, можно однозначно сказать, что по гражданско-правовым договорам, в частности по договору аренды, заключенному с физическим лицом, незарегистрированным в качестве ИП, российская организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 226 НК РФ. Отвечает Тузова Инна, юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
Организация с 2012 года не осуществляет вид деятельности, подпадающий под ЕНВД. Надо ли об этом сообщить в налоговую инспекцию? Каковы последствия?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к ч. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), регулирующей порядок снятия с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) и устанавливающей, что снятие с учета производится на основании соответствующего заявления налогоплательщика. При этом необходимо помнить ряд моментов: - заявление в налоговый орган подается по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 12 января 2011 года N ММВ-7-6/1@ «Об утверждении форм и форматов заявлений о поставке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (приложение 3 – для организаций, приложение 4 – для индивидуальных предпринимателей). С формами заявлений можно ознакомиться в системе ГАРАНТ; - заявление подается в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом; - в течение пяти дней со дня получения заявления налогоплательщика налоговый орган направляет ему уведомление о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета. Напоминаем, в соответствии с ч. 6 ст. 6.1 НК РФ: «срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях». Как следует из вопроса, организация должна была сообщить в налоговую инспекцию о прекращении деятельности в начале января 2012 года. Однако в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации первым рабочим днем 2012 года было 10 января. Согласно положениям ч. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничны днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В рассматриваемой ситуации организация не может быть привлечена к ответственности, если подала заявление 10 января 2012 года. Тем не менее, очевидно, что заявление все еще не отправлено, в связи с чем у вас возможны проблемы с налоговыми органами. В силу специфики данной системы налогообложения плательщик ЕНВД обязан предоставлять соответствующую отчетность и уплачивать налог до тех пор, пока не заявит о прекращении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход, и не получит от налоговых органов уведомление о снятии его с учета. Соответственно, в рассматриваемом вопросе, за то время которое прошло с момента фактического прекращения деятельности и до момента подачи заявления, организации следует исполнить все свои обязательства как плательщика ЕНВД. В противном случае возможны негативные последствия в виде ответственности по ст. 119, ст. 122 Налогового кодекса РФ. Это следует из пояснений финансистов, не признающих возможность представления «нулевых» деклараций по ЕНВД: см. письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2012 года N 03-11-06/3/8, от 22 сентября 2009 года N 03-11-11/188. В частности, обратите внимание на последнее письмо: «До снятия с учета в качестве налогоплательщика сумма единого налога исчисляется по соответствующему виду предпринимательской деятельности исходя из имеющихся физических показателей и базовой доходности в месяц».
Вывод: Порядок снятия с учета налогоплательщика ЕНВД достаточно прост и не занимает много времени. Заявление о снятии с учета обязательно подается в налоговый орган по утвержденной форме в течение 5 дней с момента прекращения деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. При непредставлении заявления в установленный срок налогоплательщик будет по-прежнему считаться обязанным сдавать отчетность и уплачивать налог за весь период фактически отсутствовавшей деятельности с возможным применением санкций за непредставление декларации и неуплату налога.
Журнал "Система успеха" — май 2012 (№5) |