время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Все о страховых взносах arrow Судебная практика arrow Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2010 г. N Ф07-13181/2010 по делу N А21-6545/2010
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2010 г. N Ф07-13181/2010 по делу N А21-6545/2010

Суд, исследовав и оценив материалы дела, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения и степень его вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, незначительность допущенной им просрочки предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, а также то, что ответчик привлекается к ответственности впервые

______________________________________ 

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
24 декабря 2010 г. N Ф07-13181/2010 по делу N А21-6545/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корабухиной Л.И.,
судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 22.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2010 по делу N А21-6545/2010 (судья Мялкина А.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Балтийская строительная компания" (далее - Общество) 27 763 руб. 50 коп. финансовой санкции за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2010 с Общества в пользу Фонда взыскано 1000 руб. финансовой санкции и 40 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. Во взыскании остальной части штрафа отказано (с учетом определения Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2010 об исправлении опечатки).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд, уменьшив взыскиваемую с ответчика сумму штрафа, неправомерно применил не подлежащие применению в рассматриваемом деле положения статей 112, 114 и 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку с 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд медицинского страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного социального страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). При этом, по мнению Фонда, пунктом 4 статьи 44 этого Закона не предусмотрено снижение штрафа, подлежащего взысканию со страхователя. Также Фонд указывает на несоразмерность взысканной судом суммы штрафа вине ответчика.

Комментарий ГАРАНТа
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24.07.2009"

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд 04.03.2010 провел проверку своевременности, полноты и достоверности представления сведений индивидуального персонифицированного учета, в ходе которой установил, что индивидуальные сведения о стаже и заработке за 2009 год представлены Обществом 04.03.2010 с нарушением срока.
По результатам проверки Фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.03.2010 N 6, в тот же день вручив его Обществу.
На основании данного акта Фондом вынесено решение от 26.03.2010 N 4 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания финансовой санкции в размере 10% (27 763 руб. 50 коп.), причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Направленное Обществу требование от 21.04.2010 N 3 об уплате финансовой санкции в установленный срок (до 10.05.2010) не исполнено, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Суд первой инстанции с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, взыскал с Общества в пользу Фонда 1 000 руб. финансовой санкции, отказав в удовлетворении остальной части заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фонд при осуществлении контроля своевременности представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выявил факт несвоевременного представления Обществом таких сведений за 2009 год.
В соответствии со статьей Закона N 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В данном случае сведения индивидуального персонифицированного учета представлены Обществом в Фонд 04.03.2010, то есть с незначительной просрочкой.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пункта 1 статьи 39 названного Закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом частью четвертой пункта 6 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью четвертой пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В данном случае из решения Фонда не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения.
Суд первой инстанции, напротив, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалы дела, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения и степень его вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, незначительность допущенной им просрочки в представлении сведений, а также то, что ответчик привлекается к ответственности впервые.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал несоразмерно завышенной сумму штрафа, предъявленную Фондом к взысканию в судебном порядке, и уменьшил ее до 1 000 руб.
Действия суда не противоречат положениям пункта 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
Оценка судом обстоятельств по делу и подтверждающих их доказательств в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Применение судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не подлежащих применению норм Налогового кодекса Российской Федерации не повлекло за собой принятие неправильного решения. Оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2010 по делу N А21-6545/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий    Л.И. Корабухина
Судьи    В.В. Дмитриев
    Н.Г. Кузнецова
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены