время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Семинары arrow Наши лекторы arrow Интервью с В.И. Андреевой «Я всегда благодарна людям, которые приходят на мои лекции, и стараюсь оправдать их доверие»
Интервью с В.И. Андреевой «Я всегда благодарна людям, которые приходят на мои лекции, и стараюсь оправдать их доверие»

 

Андреева Валентина Ивановна

 

Валентина Ивановна Андреева,
кандидат экономических наук, профессор кафедры трудового права Российской академии правосудия, член Комитета по трудовому законодательству Национального союза кадровиков. Автор книг по кадровому делопроизводству.

 

 
Уважаемые читатели, мы продолжаем знакомить вас с лекторами, которые ведут семинары для клиентов ГК «ИРБиС». Со многими из них вы не раз встречались на наших семинарах, у вас уже сложилось о них свое собственное и, судя по посещаемости наших семинаров, высокое мнение.  У наших лекторов тоже есть свой взгляд на взаимодействие с вами, на сотрудничество с ГК «ИРБиС»,  на те темы, которые поднимаются на семинарах.
Сегодня мы постарались создать единую картину тех семинаров, которые проводит для вас  Валентина Ивановна Андреева - консультант-преподаватель, один из лучших специалистов России в области кадрового делопроизводства, профессор кафедры Трудового права Академии Правосудия при Верховном Суде РФ (Москва),  кандидат наук и документовед.  Мы попросили Валентину Ивановну  дать и некоторые прогнозы на изменения в Трудовом кодексе РФ, оценить наше сотрудничество, рассказать немного о себе, о том, как она пришла к тому, что стала одним из самых востребованных лекторов России.

Валентина Ивановна, Вы кандидат исторических наук, профессор и один из лучших специалистов России в области кадрового делопроизводства…  Расскажите, пожалуйста, а с чего началась Ваша деятельность в области трудового законодательства?
Ученая степень кандидата исторических наук была присуждена мне за диссертационное исследование в области документоведения, так что я не историк, а документовед по первой своей специальности. А документоведение очень тесно связано с правоведением, поэтому уже при получении первого высшего образования пришлось достаточно основательно познакомиться и с теорией государства и права и с такими отраслями права, как гражданское, административное, трудовое и др.
Работая по распределению после окончания Московского государственного историкоархивного института (МГИАИ) научным сотрудником ВНИИ документоведения и архивного дела, я занималась проблемами административного (общего, «канцелярского») дело-производства, а затем перешла работать на факультет повышения квалификации работников системы Мосгорисполкома, созданный при МГИАИ, и на этом факультете начала вникать в проблемы кадрового делопроизводства.
Исследование вопросов ведения кадрового делопроизводства, естественно, привело к углубленному изучению трудового права, т.к. по сути, кадровое делопроизводство связано с документированием конкретных ситуаций, возникающих при работе с персоналом, и базируется на нормах ТК РФ и подзаконных актов.
В конечном итоге пришлось вновь стать студенткой для получения второго высшего образования по специальности «юриспруденция» в Российской академии правосудия.

А что сейчас является приоритетным в Вашей деятельности?  
Все то же кадровое делопроизводство, но на качественно новом, более высоком, теоретическом уровне. Сейчас я работаю над проблемой, которую кратко можно обозначить как «Юридические документы в трудовом праве». Этой теме был посвящен мой диплом по второму высшему образованию. В настоящее время - это тема диссертационного исследования.
Однако и практика кадрового делопроизводства и потребности кадровиков не отброшены в сторону. Очень хочется довести до завершения и принятия Федеральный закон «О документировании отношений в сфере труда», который разрабатывается по инициативе Комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ (разработка осуществляется груп-пой специалистов, в которую я вхожу как профессиональный документовед). Этот законодательный акт нужен практикам, его ждут.
 
Валентина Ивановна, Вы автор таких бестселлеров для кадровиков как: «Делопроизводство в кадровой службе» — 6 изданий, «Делопроизводство. Практическое посо-бие» — 10 изданий, «Делопроизводство: организация и ведение» (со специальным раз-делом для кадровиков) — 3 издания, а как Вы написали свою первую книгу?  Что почувствовали, когда стали понимать, что Ваша книга является «настольной» для любого кадрового работника? 
 Первая книга вышла почти 20 лет назад и была далека от совершенства, но постоянная работа с кадровиками-практиками, а затем переход на работу в Российскую Академию Правосудия, повседневное общение с замечательными специалистами–теоретиками и работниками судебной системы, повышающими в Академии квалификацию, помогли на многое взглянуть по-другому, многое переосмыслить, глубже вникнуть в современные проблемы трудового права и кадрового делопроизводства. А когда результаты твоего, честно говоря, очень нелегкого труда, оказываются кому-то полезны, это огромная радость и желание продолжать работать, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства и трудности.
       
Пользуясь случаем, хотелось бы узнать Ваш прогноз относительно возможных изменений в Трудовом кодексе. Что, на Ваш взгляд, может ожидать наших читателей в ближайшее время?
Как известно, делать прогнозы сложно, а предсказать, что конкретно и когда будет меняться в законодательстве, практически, невозможно. Лучше назову, какие проблемы обсуждаются сейчас специалистами в области трудового права и, возможно, будут разрешены в обозримом будущем:
— какие приказы (о приеме на работу и увольнении или о вступлении в должность и сложении полномочий) издаются для оформления приема и увольнения руководителя организации;
— руководитель организации — единственный учредитель: какие правоотношения здесь имеют место: трудовые или гражданско-правовые;
— избрание на должность руководителя организации работника данной организации (например, заместителя директора): какие процедуры документируются в данной ситуации: увольнение заместителя директора и избрание его на должность директора или перевод на должность руководителя организации в связи с избранием;
— возможно ли аннулирование трудового договора с беременной женщиной, не вышедшей на работу после подписания трудового договора и не объявившейся в дальнейшем;
— внесение дополнения в ст. 66 ТК РФ  о записях в трудовой книжке сведений о временном переводе работника в соответствии с ч. 1 ст. 722;
— дополнение ТК РФ нормами, позволяющими признавать договор о совместительстве договором по основному месту работы (без увольнения совместителя, потерявшего основную работу и желающего стать основным работником в организации, где он работает по совместительству) или договор по основному месту работы договором по совместительству и др.
 
Какие ценные советы, как специалист, Вы могли бы дать нашим клиентам?
Глубокоуважаемым мною практикам-кадровикам в современных условиях, когда существуют многочисленные и противоречивые толкования многих норм ТК РФ, хотелось бы посоветовать:
— не доверяйте на слово тем лекторам и авторам публикаций, кто не утруждает себя необходимостью обосновывать свои правовые позиции и приводить правовые аргументы для доказательства своих утверждений;
— вдумчиво выбирайте конкретный учебный центр, приглашающий вас на семинары, учитывайте лекторский состав и места работы лекторов (слишком много появилось «независимых экспертов», не имеющих доступа к официальным источникам информации, но, тем не менее, уверенно провозглашающих всевозможные «истины», например, о том, что «трудовая книжка будет отменена в 2014 году» и т.п.;
— приходите на семинары подготовленными: читайте законы и подзаконные акты, выделяйте непонятное, спорное, сложное и обращайтесь к лектору с просьбой о подробном разъяснении с соответствующими аргументами и ссылками;
— не будьте пассивными исполнителями неудачных, с вашей точки зрения, требований нормативных правовых актов, занимайте активную гражданскую позицию, формулируйте свои пожелания и предложения, направляйте свои обращения в Комитет по труду и социальной политике Госдумы РФ (я сама сторонник позиции: «если не я, то кто же»).

Вы давно и успешно сотрудничаете с ГК «ИРБиС»  в области проведения семинаров, скажите, это сложно — выступать для аудитории?
 
Конечно, выступать перед аудиторией всегда сложно (и физически, и психологически, и по многим другим причинам). Состав аудитории всегда разный, смешанный: опытные практики, начинающие кадровики, работники разных специальностей, совмещающие работу кадровика, руководители организаций, юрисконсульты и т.д. Трудно удовлетворить запросы всех присутствующих, успеть ответить на все вопросы. Аудиторию надо искренне любить и уважать, быть терпеливым и выдержанным, не раздражаться из-за «непонятливости» слушателей или их несогласия с твоим мнением. Я всегда благодарна людям, которые приходят на мои лекции, и стараюсь оправдать их доверие.

Наши читатели регулярно ходят к нам на семинары и видят Вас в роли докладчика, прекрасного специалиста, отлично ориентирующегося в сложностях трудового кодекса. Многим из них было бы интересно узнать Вас и с другой стороны. Есть ли у вас увлечения, какое-то хобби?
В разные периоды жизни были разные увлечения. Сейчас, с учетом, к сожалению, не очень юного возраста и очень напряженной работы, главным увлечением стало стремление к здоровому образу жизни: разумные ограничения в питании, занятия в фитнес-центре. Стараюсь регулярно ходить в бассейн. Много езжу по разным городам — и на лекции, и на экскурсии. Сколько в России прекрасных мест, и какие люди замечательные! Никакие тяготы современной жизни их не испортили, не озлобили. А больше других граждан люблю наших кадровиков, работающих не за страх, а за совесть, получающих небольшие деньги (что конечно, абсолютно несправедливо и требует изменения), но честно выполняющих свой долг. Всем нашим слушателям и читателям желаю здоровья, удачи и благополучия!

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены