время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Госуслуги.рф или Как нам обустроить «Электронную Россию»?
Госуслуги.рф или Как нам обустроить «Электронную Россию»?
 
Анна Миронова, юрист /руководитель Группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»,  член Палаты налоговых консультантов
Анна Миронова,   
юрист / руководитель Группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»,
член Палаты налоговых консультантов


 

 

Компьютеры, флэшки, интернет, ГАРАНТ, 1С и прочее великолепие – все это атрибуты современной действительности, необходимые и в работе, и в обычной жизни. Электронный мир с каждым годом захватывает все новые рубежи (области), помогая, а иногда и усложняя многочисленные процессы, связанные с бизнесом,  трудовыми обязанностями, общественной или личной жизнью.
В 2010 году новые технологии проникли даже в сферу регистрации по месту пребывания и жительства, что, может быть, наконец-то повлечет прекращение войн за «прописку» и связанных с этим проблем как в области трудоустройства, так и в сфере жилищных прав (более подробно об этом - чуть ниже).
Как «живет» «Электронная Россия», что она представляет собой и как устроена – предмет нашей статьи, которая, быть может, разрешит или укрепит сомнения в действующих технологиях, а также поможет нашим согражданам определить, что следует предпринять для обустройства собственной жизни.
Началом целенаправленного формирования нормативной базы по вопросам глобальной информатизации и автоматизации процессов можно назвать появление долговременной федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года N 65). Примерно с этого момента в стране стали появляться акты, регламентирующие порядок осуществления действий посредством телекоммуникационных сетей.
Правительство вынуждено было признать, что наша страна, даже по прошествии более десяти лет со дня распада Советского Союза, так и не смогла «догнать» развитые государства, в том числе и в плане информационных ресурсов. В качестве основных негативных факторов, «тормозящих» развитие, были названы традиционные российские «беды»: нехватка подготовленных кадров и отсутствие путей преодоления проблем, то есть достаточным образом сформированной нормативной базы, позволяющей на законном основании развивать информационные и коммуникационные технологии.

Одним из первых шагов «в правильном направлении» была… ежегодная статья расходов в бюджете страны. Вряд ли с тех пор кто-то почувствовал значительные перемены в информационной сфере, но кое-какие результаты все-таки можно выделить, а отдельные нововведения прямо-таки «накрыли» нас буквально за прошедший  год.
Прежде всего, это продвижение форматов электронной отчетности. Нельзя сказать, что их внедрение государством было радостным событием для трудящихся, причем как со стороны госорганов, так и со стороны плательщиков. Тем не менее, необходимо признать и положительный аспект данного вопроса, выражающийся в стремлении увеличить скорость обработки данных, снизить вечную загруженность налоговых органов и исключить математически ошибки.
Обратите внимание, сколь плавно вводилось все на законодательном уровне. Первоначальная редакция п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года гласила:
«Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
В случаях, установленных настоящим Кодексом, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку»
.
Редакция 2002 года, введенная в действие Федеральным законом от 28 декабря 2001 года N 180-ФЗ, звучала уже более современно: «Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде…». (В том же году - 28 марта 2002 года - Федеральным законом N 32-ФЗ аналогичные изменения были внесены и в Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»)
И, наконец, Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ закрепил количественный критерий, благодаря которому с 1 января 2008 года организации, численность работников в которых свыше 100 человек обязаны сдавать электронную отчетность.
Все это сопровождалось рядом агитационных мероприятий, организованных налоговыми органами с целью «обратить» налогоплательщиков в современные реалии и разъяснить преимущества электронных средств связи – см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 марта 2009 года N 03-02-07/1-119 и от 28 января 2005 года N 03-02-07/1-12.
Однако многие до сих пор просто не располагают необходимыми средствами. Вот, например, вопрос, на который отвечал Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 24 июля 2009 года N 03-02-07/1-385:

«В последнее время налоговые органы стали отказывать в приеме налоговой и бухгалтерской отчетности разных мелких фирм, у которых нет возможности сдавать ее в электронном виде через Интернет.
При этом дошло до того, что даже баланс и отчет о прибылях и убытках в печатной форме за 1 кв. 2009 года не принимают по формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.200. N 67н, а требуют по форме, разработанной самой налоговой службой, с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14.11.2003 N 475/102н. При этом Минфин РФ никаких запретов в приеме балансов и отчетов по формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н не устанавливал.
Прошу Вас поручить Минфину РФ издать специальный приказ или письмо, запрещающие налоговым органам отказывать налогоплательщикам в приеме налоговой и бухгалтерской отчетности при личном обращении по причине отсутствия представления в электронной форме (дублирование бумажной формы на дискете в электронной форме), а также обязать принимать бухгалтерскую отчетность (Формы 1 и 2) по формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н, а не придуманным ими
».

Согласитесь, обращение данного налогоплательщика местами совсем не утратило актуальности…

Ответ чиновников был традиционным и предлагал, в частности, ознакомиться с Порядком представления отчетности в электронном виде, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, который, заметьте, мало того, что ни разу с момента принятия не был изменен, так еще и является действующим, по крайней мере, по состоянию на конец 2010 года…

 Но, поскольку курс на «Электронную Россию» задан, указания розданы, а деньги выделены, процесс продолжается!
Теперь принимаемые нормативно-правовые акты сразу содержат положения, способствующие развитию электронных способов взаимодействия. Тот же Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» также обращает внимание на особый, вернее, уже современный порядок сдачи расчетов (ст. 15) со ссылкой на довольно тяжелый для понимания Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее – Закон 1-ФЗ).
Многочисленные споры с налоговыми службами в отношении виртуальных счетов-фактур были враз прекращены с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ, существенно изменившим п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ:
«Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком».
Итак, электронный документооборот настиг и сферу бизнеса, что должно и обязано освободить контрагентов от бумажной волокиты и обеспечить более мобильные отношения. Хотя… проблемы обязательно будут: нужны соответствующие люди, программы, деньги и уверенность в сохранности данных. Однако взамен должны отойти в прошлое очереди на почте, задержки документов, бумажные архивы.

К сожалению многих, в настоящее время возможности использовать электронную первичную документацию законодательство не предусматривает. Тем не менее, позиция налоговых органов выглядит довольно оптимистичной. Так, например, в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 ноября 2009 года N 03-02-08/85 сказано: «Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры… Учитывая изложенное, полагаем, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Законом N 1-ФЗ».

 Закон 1-ФЗ, в свою очередь, предусматривает особый порядок использования ключей электронной цифровой подписи, получить которые можно у того же оператора, который помогает отправлять электронную отчетность. Атрибут «электронная цифровая подпись» - ЭЦП - теперь становится крайне необходимым практически для любого юридического лица. Без ЭЦП, например, невозможно участвовать в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с новой главой 3.1. Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно новому порядку, начиная с 1 июля 2010 года, возможность представления требуемых для участия в аукционе документов в электронном виде должна сделать всю процедуру заключения государственного или муниципального контракта более прозрачной, легкой и независимой.
Еще один Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» целиком направлен на автоматизацию услуг, получаемых физическими или юридическими лицами от государственных или муниципальных органов через определенный портал в сети Интернет. Под порталом понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление таких услуг, а также доступ заявителей к сведениям об этих услугах.  Сейчас данный сервис располагается здесь: http://www.gosuslugi.ru/ru/.
В качестве самых популярных услуг выделены:
- Получение заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет.
- Информирование о наличии административных правонарушений в области дорожного движения.
- Получение доступа к открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и (или) ЕГРИП, с использованием сети Интернет.
- Регистрация гражданина по месту пребывания.
- Получение заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет.

Через «Полезные сервисы» можно перейти на официальные сайты, предлагающие  проверить различные данные и получить ответы в режиме онлайн, то есть, не выходя за пределы квартиры, офиса, кабинета. В частности, можно:
- проверить действительность паспортов граждан Российской Федерации, действительность лицензий на трудоустройство граждан РФ за границей, разрешений на работу и патентов иностранных граждан и лиц без гражданства;
- задать вопрос Росгидромету, просмотреть интерактивную карту автодорог России, обратиться в интернет-службу экстренной психологической помощи (консультация психолога), записаться на прием в Федеральную миграционную службу (ФМС);
- найти решение Высшего арбитражного Суда РФ, Реестр должников, Реестр лицензий, Реестр аккредитованных высших учебных заведений и Реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности учреждений высшего профессионального образования, Единый федеральный реестр туроператоров, Каталог классифицированных средств размещения (гостиницы Российской Федерации, прошедшие классификацию);
- подать электронное обращение, заявление, жалобу, предложение в разные структуры, в том числе в правоохранительные органы (сообщение о правонарушении), в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- заполнить платежный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
- проверить сведения о юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ, информацию о задолженности по налогам, определить реквизиты ИФНС.
Также можно воспользоваться услугами:
*поиск работника,
*поиск работы,
*проверка фальшивых денежных купюр,
*найти ближайшие органы охраны правопорядка,
*найти своего участкового,
*сообщить о фактах коррупции.

В основном, все указанные сведения можно получить совершенно бесплатно и быстро, просто перейдя по ссылке и указав необходимую для запроса информацию – номер паспорта для проверки его действительности, улицу для определения участкового и т.д.
Однако для некоторых услуг требуется оставить и свои данные, например, для обращения в органы с предложением, сообщением или жалобой. Тогда вам потребуется указать свои телефоны для связи, полные данные об имени и иную соответствующую услуге информацию.
Прежде чем воспользоваться услугой, рекомендуется ознакомиться с самим сайтом  и уточнить, что именно вы можете получить. Так, под формой запроса сведений о паспорте гражданина РФ, расположено сообщение:
«Внимание!
Ответ на Ваш запрос носит справочный характер. Для получения юридически значимой официальной информации рекомендуем обратиться в территориальное подразделение ФМС России. При получении информации о недействительности  паспорта необходимо обратиться в подразделение, выдавшее паспорт.
Данный сервис осуществляет проверку действительности паспорта гражданина РФ.
Отсутствие информации о запрашиваемом паспорте (ответ: «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится») не означает, что паспорт недействителен. Такой ответ дается в случае, если информация о выданном паспорте пока не поступила из соответствующего территориального органа, или же запись о паспорте проходит тестирование в программном комплексе Базы.
Обновление данных Сервиса проверки паспортов осуществляется еженедельно.
Представление дополнительной информации о владельце паспорта — не предусмотрено (основание — нормативно-правовые акты о защите персональных данных)».

 Услугами, представленными на едином портале (http://www.gosuslugi.ru/ru/), могут воспользоваться и граждане, и юридические лица.
Для этого необходимо зарегистрироваться и получить доступ в «Личный кабинет». Регистрация пока доступна только для физических лиц, но, как пишут разработчики сайта, это временно, в ближайшем будущем вопрос о регистрации организаций будет решен. А пока оформлять заявки от юрлица может и физическое лицо.
Рассмотрим пример обращения за такой новой и обещающей стать очень популярной онлайн услугой, как «регистрация по месту пребывания». Напомним, основой для этого стало принятие Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2010 года N 885 «О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Итак, вот что потребуется от желающих зарегистрироваться по месту пребывания (а с 01.01.2011 – месту жительства) по порядку:

1. Регистрация на сайте.
Получая доступ к услугам на едином портале, граждане обязаны соблюдать «Условия предоставления пользователям функциональных возможностей Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)». С полным текстом данного документа можно ознакомиться на сайте, приведем только основные положения:

 

Обязательства пользователя и оператора Единого портала
Оператор единого портала обязан:

зарегистрировать пользователя и предоставить ему возможность использования сервиса «личный кабинет» при условии соблюдения настоящих Условий;
обеспечить бесперебойное круглосуточное функционирование Единого портала;
не разглашать информацию о пользователе, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность по предоставлению такого рода информации уполномоченным государственным органам;
хранить информацию, необходимую для использования пользователем функциональных возможностей Единого портала в течение 5 (пяти) лет с момента совершения операций.

 

Пользователь обязан:
зарегистрироваться на Едином портале под своим настоящим именем, предоставить Оператору Единого портала свои действительные персональные данные; выполнять настоящие Условия и правила пользования Единым порталом;
не предоставлять возможность пользования своим «личным кабинетом» третьим лицам;
заботиться должным образом о работоспособности, информационной защищенности и безопасности своего компьютера и находящихся в его распоряжении информационных систем;
Оператор Единого портала имеет право, заранее уведомив пользователя, временно приостановить доступ пользователя к сервису «личный кабинет» в случаях нарушения пользователем настоящих Условий, а также в случае выявления несанкционированного внесения (попыток внесения) изменений в любую из частей программного обеспечения Единого портала.

 

Ответственность пользователя и оператора Единого портала
Пользователь несет ответственность за сохранность и неразглашение логина, пароля, кода активации, а также за действия, совершенные на Едином портале с использованием логина и пароля, принадлежащих данному пользователю.
Оператор Единого портала несет ответственность за:
своевременность и качество предоставление пользователю функциональных возможностей Единого портала в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящими Условиями.
Оператор Единого портала не несет ответственность за:
качество и сроки предоставления государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций), за получением которых пользователь обратился с использованием Единого портала;
аварии, сбои или перебои в обслуживании, связанные с нарушениями в работе оборудования, систем подачи электроэнергии и/или линий связи или сетей, которые обеспечиваются, подаются, эксплуатируются и/или обслуживаются третьими лицами;
ущерб, понесенный пользователем в результате:
наличия «вирусов» и иных вредоносных программ в оборудовании и программном обеспечении, используемом пользователем для доступа к Единому порталу;
неправильного заполнения реквизитов документов, используемых на Едином портале.
При регистрации на Едином портале можно также воспользоваться достаточно подробной Инструкцией и разделом Частые вопросы, где на основные моменты, вызвавшие затруднения, отвечают специалисты. Регистрация несколько усложнена тем, что вся информация, которую вы введете, проверяется, дабы не допустить каких-либо ошибок. Например, будут проверять действительность вашего паспорта, где вы были зарегистрированы, соответствует ли ваш ИНН и номер пенсионного страхования и т.д.
Процесс регистрации также включает в себя следующие шаги:
Заполнение регистрационной анкеты.
Проверка корректности введенного e-mail адреса.
Проверка корректности введенного номера мобильного телефона.
Онлайн-проверка достоверности введенных номеров СНИЛС и ИНН.
Получение по почте заказного письма с кодом активации учетной записи Портала государственных услуг.

Итак, для начала регистрации вам необходимо заполнить Анкету, все поля которой обязательны. Это ФИО, дата рождения, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный на пластиковой карточке, выданной Пенсионным фондом РФ), ИНН, мобильный телефон, e-mail, полный адрес с индексом, пароль с подтверждением, контрольный вопрос и ответ на него. При этом, свой ИНН можно уточнить, перейдя на  официальный сайт ФНС России и заполнив форму обращения.
После заполнения всех полей Анкеты вам будет предложено подтвердить или опровергнуть согласие на использование ваших персональных данных (согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»).
Обратите внимание: при отсутствии вашего согласия вы не сможете пройти регистрацию, поскольку своим отказом вы запрещаете обрабатывать ваши персональные данные в части их использования, то есть фактически блокируете «действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц» (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»).

 Если вы даете согласие на использование ваших данных, то имейте в виду, что вся информация, которую вы фиксируете, заполняя Анкету (ФИО, адрес, телефон, ИНН и т.д.), будет доступна определенному числу лиц, и, хотя все это должно быть строго конфиденциально, в настоящее время полной уверенности в сохранности данных нет.
Далее на указанный вами в Анкете электронный адрес от Службы поддержки пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг придет письмо со ссылкой и паролем, который нужно ввести, перейдя на указанную страницу.
В том же порядке производится подтверждение номера телефона (код из смс-сообщения необходимо ввести в следующее поле страницы с регистрацией после подтверждения электронной почты).
Таким же образом производится проверка СНИЛС и ИНН – требуется заново заполнить поля с  вашим именем и указанными номерами.
Если подтверждение прошло успешно, в почтовое отделение по вашему адресу будет направлено заказное письмо с кодом активации сервиса «Личный кабинет». Забрать его можно будет в течение месяца с момента доставки, иначе всю процедуру регистрации придется повторить снова. В письме будут также даны дальнейшие инструкции для введения кода авторизации.
Вход в «Личный кабинет» будет производиться по номеру СНИЛС и тому паролю, который вы вводили в Анкете.
 2. Регистрация по месту пребывания/жительства.
Согласно п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, гражданин РФ обязан обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ по истечении 90 дней с момента изменения своего места пребывания. Для этого необходимо представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Для оформления регистрации через «Личный кабинет» на Едином портале вам потребуется только заполнить заявление, форма которого размещена на сайте. Данные о паспорте вы указывали при первичной регистрации на едином портале.
Документом-основанием для проживания может быть обычный договор аренды/найма/поднайма, заключенный с собственником/нанимателем или даже просто заявление от последнего. В первом случае владелец может даже не знать о намерении своего жильца, а во втором – ничего не говорится о форме подтверждении подлинности такого заявления.
С одной стороны, тем самым процедура регистрации упрощается в разы, поскольку нет необходимости выбирать определенное время, чтобы вместе с собственником/квартиросъемщиком идти в регистрирующий орган, отстаивать очередь и через три дня (при условии, если все правильно оформлено) снова приходить, уже одному, и забирать документ о регистрации.
С другой стороны, не исключены случаи «нежелательной» регистрации, одним из последствий которой будет повышенная квартплата.
Специалисты ФМС РФ успокаивают граждан тем, что они всегда могут обратиться с заявлением о снятии с учета «лишних» жителей, зарегистрированных там без их согласия (его также можно направить через Единый портал госуслуг). Узнать о регистрации владелец/наниматель сможет из письма регистрирующего органа, которое формируется при каждом случае постановки на учет по месту пребывания и приходит по почтовому адресу в 3-дневный срок.
Получить свидетельство о регистрации по месту пребывания можно по почте, даже не появляясь в регистрирующем органе. Для регистрации по месту жительства необходимо после оформления заявки на сайте появиться в органах ФМС РФ с тем, чтобы предоставить паспорт и документ-основание для вселения: в письменной форме согласие собственника жилого помещения либо нанимателя и постоянно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи на его постоянное жительство.
Для граждан, вселяющихся впервые в жилое помещение, документом-основанием для вселения является свидетельство о государственной регистрации недвижимости (для жилых помещений, принадлежащих на праве собственности) либо договор социального найма (для жилых помещений государственного/муниципального жилищного фонда).
В день обращения в соответствующий орган в паспорт будет проставлен штамп о регистрации по указанному в заявлении адресу.
Процедура электронного обращения за регистрацией еще не прошла проверку временем и потому рано судить, что из этого получится, хотя одно то, что государство, наконец, признало право граждан на свободу передвижения, не может не радовать.
Электронные приемные для обращения за другими видами услуг все чаще появляются в сети Интернет, все больше самих услуг, которыми можно воспользоваться.
Так, по аналогии с Единым порталом государственных и муниципальных услуг создан московский портал: http://www.mos.gosuslugi.ru, где в настоящее время можно найти бланки таких «популярных документов», как:
- извещение о субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
- справка о факте получения, неполучения (или о размере) пособий, компенсаций и других социальных выплат;
- справка об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости;
- выписка из домовой книги;
- копия финансово-лицевого счета на жилую площадь;
- экспликация к поэтажному плану по Форме N 22 или Форме N 25.

Кроме того, на сайте через Электронную приемную города Москвы «Одно окно» (https://oo.mos.ru) можно подать заявку на оформление единого жилищного документа, удостоверения многодетной семьи, справок, выписок, архивных копий и прочего.

Итак, рождение «Электронной России» уже вполне можно считать состоявшимся. Главное, что требуется теперь – четкая регламентация процессов на законодательном уровне, недопущение причинения какого-либо вреда как пользователем, так и соответствующими органами, правильное отношение и понимание своих действий от тех и других и своевременное информирование обеих сторон о порядке взаимодействия. Без некоторого «трепетного» отношения к только-только формирующемуся «миру серьезного Интернета» может быть столько ошибок, несправедливости и последующих тяжб, что Россия снова может стать «традиционной», чего для нашей большой страны не хотелось бы.

 


 

 

 

Журнал "Система успеха" - январь 2011 (№1)

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены