время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
На ваши вопросы отвечают юристы

 

 

 Пасечник Наталья - юрист, специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"Отвечает Пасечник Наталья,
юрист, специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"

 

 Вопрос номера

 

 

 Заключен договор купли-продажи товара. Организация-продавец осуществляет доставку товара покупателю.  Можно ли в накладной ТОРГ-12 отдельной строкой указать доставку товара автомобильным транспортом, если доставку осуществляет организация-продавец?
Сначала нужно определить, для каких целей используется товарная накладная по форме ТОРГ-12.
В соответствии с  п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все необходимые реквизиты.
Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации первичным учетным документом является унифицированная форма ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Согласно п. 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденной Минфином СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР 30.11.1983 NN 156, 30, 354/7, 10/998 (далее – Инструкция), товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее ТТН) утверждена Постановление Госкомстата РФ от 28. 11. 1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:
первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта.
Из вышеизложенного становится ясно, что формы ТОРГ-12 и ТТН являются первичными документами при совершении одной и той же хозяйственной операции, а именно: передачи товарно-материальных ценностей от продавца к покупателю.
Данная позиция отражена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15. 06. 2010 N 03-03-06/1/413 «О применении товарно-транспортной накладной (товарной накладной) для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли»: «если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12)».
Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие), утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25. 12. 1998 N 132, не предусматривают отдельной строки для отражения информации о доставке товара. Самостоятельное включение данной информации отдельной строкой в накладную ТОРГ-12 не освобождает организацию-продавца от составления первичных документов для оформления транспортных услуг.
К тому же п. 5 Инструкции запрещает грузоотправителям предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными.
О необходимости использования товарно-транспортной накладной при доставке товаров свидетельствует и Письмо УФНС России по г. Москве от 5. 06. 2007 N 20-12/053449 «О первичном документе, который является основанием для отражения в целях налогообложения стоимости реализованных товаров; о порядке его заполнения и отражения расходов по перевозке», а также Письмо УФНС по г. Москве от 16. 12. 2005 N 20-12/93109 «О документах, необходимых для признания в целях налогообложения прибыли расходов по транзитной сделке на приобретение реализуемого товара». Последнее говорит о том, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, в частности, товарной накладной по форме N ТОРГ-12, товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т (при автомобильных перевозках).
Отсутствие ТТН либо ее ненадлежащее оформление может негативно сказаться на учете затрат на оплату транспортных услуг.
Судебная практика в данном вопросе неоднозначна. Так, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в своем Постановлении от 26. 01. 2010 по делу N А65-3382/2009 указал, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль произведенные расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и быть экономически оправданными. При этом не требуется подтверждения расходов на транспортно-экспедиционные услуги исключительно товарно-транспортными накладными.
А в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2007 N А05-8537/2006-34 изложена противоположная позиция. Перевозчик груза должен ссылаться на транспортные накладные в документах, подтверждающих исполнение им своих договорных обязательств, независимо от того, был ли заключен договор перевозки товара с третьими лицами или грузоперевозчик непосредственно оказал заявителю транспортные услуги.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: для предотвращения проблем при подтверждении транспортных расходов в целях исчисления налога на прибыль, при подтверждении подлежащих вычету сумм НДС, а так же при учете и перевозке товарно-материальных ценностей рекомендуется оформлять как товарную накладную по форме N ТОРГ-12, так и товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т.
Обратите также внимание, что п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ прямо предусматривает выделение суммы налога в первичных учетных документах отдельной строкой. Однако ТТН не содержит отдельной строки для отражения информации об НДС. Поэтому налоговые органы требуют одновременного оформления обеих форм. Накладная по форме ТОРГ-12 оформляется на всю партию товара, ТТН – при каждом рейсе автомобиля. Товарная накладная может быть оформлена в качестве приложения к ТТН, о чем в строке «Приложение» делается соответствующая отметка. А на первой странице ТОРГ- 12 в раздел «Транспортная накладная» отражаются данные ТТН.
 

______________________________________

 

 

 

 Якушевская Ольга - юрист, специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"Отвечает Якушевская Ольга,
юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"

 

 

 

 

 

 

  В нашу компанию на должность менеджера по персоналу был принят работник-совместитель. Как правильно в таком случае занести запись в трудовую книжку?
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей регламентируются Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках». Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:
а) фамилия, имя, отчество, дата рождения (число, месяц, год) - на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
б) образование, профессия, специальность - на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Все записи в трудовой книжке производятся без каких-либо сокращений и имеют в пределах соответствующего раздела свой порядковый номер.
С каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.
Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. Трудовые книжки ведутся на государственном языке Российской Федерации, а на территории республики в составе Российской Федерации, установившей свой государственный язык, оформление трудовых книжек может наряду с государственным языком Российской Федерации вестись и на государственном языке этой республики.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Таким образом, обязанность работодателя  по ведению трудовых книжек возникает при наличии следующих условий:
•  работник проработал у него свыше пяти дней;
•  работа у данного работодателя является для работника основной.
В отношении совместителей действует следующее правило: по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Следовательно, у вашей компании обязанности по внесению записи в трудовую книжку не возникает, так как работа для сотрудника не является основной.


 Подскажите, пожалуйста, существует ли на сегодняшний день единый Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем?
Согласно статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. В качестве примера можно привести следующие акты: Приказ Федеральной таможенной службы от 31.08.2009 N 1589 «Об утверждении Перечня должностей федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФТС России, которым устанавливается ненормированный служебный день»; Постановление Правления ПФР от 01.11.2007  N 274п «Об утверждении Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР».
Следует иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически) и в определенных случаях.
Таким образом, единого перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденного на законодательном уровне, на сегодняшний день нет. Однако он может быть установлен коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом конкретной организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.


______________________________________


 

 Миронова Анна - юрист / руководитель Группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС», член Палаты налоговых консультантов РФОтвечает Миронова Анна,
юрист / руководитель Группы информационно-правовой
поддержки ГК «ИРБиС», член Палаты налоговых
консультантов РФ

 

 

 

 

  Налоговая требует предоставить сведения о стоимости чистых активов нашего общества. Надо ли их сдавать, в какие сроки, по какой форме заполнять?
Обязанность уведомлять налоговые органы о стоимости чистых активов общества была введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2009.
С этого момента п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001  N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дополнен двумя подпунктами, расширяющими состав сведений в Едином госреестре юридических лиц:
- пп. «у» - сведения о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала;
- пп. «ф» - стоимость чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на дату окончания последнего завершенного отчетного периода.
Обратите внимание, положения распространяются только на акционерные общества – как на открытые, так и на закрытые.
При этом сведения об уменьшении уставного капитала подаются по мере непосредственного уменьшения УК в течение трех рабочих дней с момента принятия соответствующего решения (само решение должно быть приложено в подлиннике).
А вот сведения о стоимости чистых активов подаются 4 раза в год:
- по состоянию на 31 декабря предыдущего года – до 31 марта;
- по состоянию на последний день каждого квартала – до 30 апреля, до 31 июля, до 31 октября (включительно).
Отметим, что форма, по которой предоставляются сведения, должна быть утверждена Правительством РФ (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Однако в связи с длительным отсутствием такого постановления Федеральная налоговая служба в своем письме от 21.05.2010 N МН-37-6/2212 рекомендовала примерную форму Р14002, которая уже представлена в ГАРАНТе в удобном формате.
Р14002 представляется в налоговую инспекцию, занимающуюся регистрацией юридических лиц (в г. Москве это налоговая  N 46) генеральным директором (лицом, действующим от лица общества без доверенности) после нотариального удостоверения его подписи.
Ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление документа наступает по ч. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001  N 195-ФЗ и выражается в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей.


 

Журнал "Система успеха" - сентябрь 2010 (№9)
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены