время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
На ваши вопросы отвечают юристы

 

 Какие последствия ожидают организацию - налогового агента, если она своевременно не удержала налог на доходы физических лиц?

Порядок действий налоговых агентов по уплате налога на доходы физических лиц  определен ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), согласно которой российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную по ст. 224 (ставки налога) НК РФ.
Исчисление и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за некоторым исключением. Так, ст. 214.1 НК РФ затрагивает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.
Остановимся на случаях, когда налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог.
Согласно ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога производят следующие налогоплательщики:
 1) индивидуальные предприниматели - по суммам доходов, полученных от осуществляемой ими предпринимательской деятельности;
 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ производят следующие категории налогоплательщиков:
1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в п. 3 ст. 207 НК РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске, игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей;

6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
7) физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах, в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ.
Обратите внимание на пункт 4, обязывающий налогоплательщиков - физических лиц - самостоятельно уплачивать НДФЛ в случае, если налоговый агент не исполнил свои обязательства. Однако это не освобождает организацию – налогового агента - от ответственности за неисполнение. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате налогоплательщику (либо по его поручению третьим лицам) за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Если налоговый агент не произведет всех предписанных кодексом действий, это повлечет ответственность по ст. 123 НК РФ - за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, результатом чего будет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

 

 Какие документы должен предоставить сотрудник, чтобы получить материальную помощь на умершего родственника? Какими налогами облагается эта сумма?
Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи не подлежат налогообложению НДФЛ на основании абз. 2 п. 8 ст. 217 НК РФ.
Они также не подлежат налогообложению по единому социальному налогу в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 238 НК.
Кроме того, поскольку объект обложения и база для начисления страховых взносов в ПФР совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по ЕСН, то взносами на обязательное пенсионное страхование такая материальная помощь также не будет облагаться (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Итак, сумма единовременной материальной помощи работнику в связи со смертью члена семьи не облагается НДФЛ, ЕСН и взносами в Пенсионный фонд РФ.
Руководствуясь положениями ст. 252 НК РФ о необходимости документального  обоснования расходов, Вам необходимо попросить работника предоставить оригинал справки о смерти и копию свидетельства о смерти.

 

 Каким документом устанавливается то, что с 1 октября функции Росрегистрации будут переданы Роснедвижимости? Что изменилось в структуре федеральных органов?
12 мая 2008 года Президент подписал Указ РФ N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», пункт 4 которого гласит: «Передать Министерству юстиции Российской Федерации функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий, предусмотрев соответствующее увеличение штатной численности Министерства и уменьшение штатной численности Службы». А пунктом 18 Указа устанавливается:  «Поручить Председателю Правительства Российской Федерации внести в установленном порядке предложения об упразднении с 1 октября 2008 года Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, предусмотрев передачу их функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, и о внесении соответствующих изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти».
Указ также устанавливает новую структуру федеральных органов исполнительной власти.
Образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ с возложением на него функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. В ведение нового Министерства переданы: Федеральное агентство по делам молодежи (создано вместо Государственного комитета по делам молодежи), Ростуризм и Росспорт.
Также создан новый орган - Федеральное агентство по делам СНГ (входит в ведение МИД России).
Министерство информационных технологий и связи РФ преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ; Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия - в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ - в Министерство культуры РФ; Министерство природных ресурсов РФ - в Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ - в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ; Государственный комитет РФ по рыболовству - в Федеральное агентство по рыболовству; Министерство экономического развития и торговли РФ - в Министерство экономического развития РФ; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом - в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Упразднены: Росмедтехнологии (функции переданы Минздравсоцразвития России); Росздрав (функции переданы Минздравсоцразвития России и ФМБА России); Роскультура (функции переданы Министерству культуры РФ); Роспром (функции переданы Министерству промышленности и торговли РФ); Росстрой (функции переданы Минрегион России) и Росэнерго (функции переданы Министерству энергетики РФ).
Кроме того, к 1 октября 2008 года помимо Росрегистрации планируется упразднить Роскартографию и Роскадастр с передачей их функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 13 мая 2008 года N 100, в «Парламентской газете» от 15 мая 2008 года N 33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 года N 20 ст. 2290.

 

 Как  в системе ГАРАНТ построить формы налоговых деклараций в хронологическом порядке их действия?
Необходимо из Основного меню в разделе «Бизнес-справки» перейти по ссылке «Другие бизнес-справки», затем на «Федеральные бизнес-справки», далее на  «Налогообложение, бухгалтерский учет и статистическая отчетность» и на ссылку «Хронология действия форм налоговой отчетности».

 

 Сотрудница после оформления на работу сообщила, что беременна. С момента ее трудоустройства прошло 5 месяцев. Сейчас она хочет взять очередной отпуск. Можем ли мы ей его предоставить?
Да, можете. Согласно ст. 122 Трудового кодекса РФ женщине перед отпуском по беременности и родам может быть предоставлен отпуск до истечения 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя.

 

 Какой срок дается на сообщение налоговым органам о смене состава участников общества с ограниченной ответственностью? Каков штраф за просрочку? Где об этом говорится?
Об изменении состава учредителей общество с ограниченной ответственностью обязано сообщить в налоговый орган по месту своей регистрации в течение трех дней – п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В противном случае, организацию ожидает штраф по п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ в размере пяти тысяч рублей.

 

 Когда на предприятиях общественного питания проводится санитарный день? Как часто это нужно делать?
Пункт 5.12 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года) устанавливает, что на предприятиях общественного питания не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка и дезинфекция. При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация помещений.

 

ЖДЕМ ВАШИХ ВОПРОСОВ!

Журнал "Система успеха" - июль 2008 (№7)
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2017. Все права защищены