время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Недобросовестная конкуренция: основное, что должен знать руководитель
Недобросовестная конкуренция: основное, что должен знать руководитель

 

Николай Брюховецкий

Николай Брюховецкий,

ведущий юрист
группы правового консалтинга ГК "ИРБиС" 

 

Поводом к подготовке настоящего материала послужило обращение в ЦНПК нашего Клиента (одной из московских организаций) с жалобой на «недобросовестную конкуренцию» со стороны ряда хозяйствующих субъектов.
В условиях рыночных отношений неизбежное соперничество хозяйствующих субъектов между собой  зачастую сводится к действиям, выходящим за рамки допустимых законом, в том числе и к недобросовестной конкуренции. По материалам журнала «Законодательство и экономика»
1   выборочно проведённый опрос руководителей 357 предприятий показал, что 86% опрошенных предпринимателей сталкивались с этим явлением, причём  большинство предприятий (54%) испытало недобросовестную конкуренцию на себе.

Легитимное пресечение (предупреждение)  ущемления с чьей бы то ни было стороны своих прав и законных интересов является не только возможным с точки зрения закона, но и необходимым поведением лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В то же время  использование особых способов защиты, установленных специальными законами (например, обращение в полномочный орган государственной власти), будет  достижимым только при условии распространения действия данных нормативных правовых актов на соответствующие взаимоотношения и должного обоснования своей позиции заинтересованной стороной.
Организационные и правовые основы защиты от недобросовестной конкуренции определены в Федеральном законе от 26.07.06 N135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон N 135-ФЗ).
Согласно ст.4 Закона N 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией (НДК) понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В силу той же статьи конкуренция представляет собой  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сопоставив приведённые выше положения Закона N 135-ФЗ, можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия юридического лица НДК:
1. Юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка.
Другими словами, в отношении металлургического комбината не будут конкурентами организации (индивидуальные предприниматели) ведущие бизнес, например, в сфере гостиничных или рекламных услуг.
2. Действия юридического лица причинили или могли  причинить убытки конкурентам, либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации.
Закон N 135-ФЗ не содержит указания на обязательное присутствие в действиях юридического лица умысла каким-либо образом негативно воздействовать на производственно-хозяйственную деятельность конкурентов. В данном случае важен сам факт причинения (реальная возможность причинения) им (конкурентам) убытков или вреда их деловой репутации. При этом Закон N 135-ФЗ не освобождает от ответственности юридическое лицо, если его действия могли нанести тот или иной ущерб конкурентам, но по причинам, абсолютно от него независящим, не сказались отрицательно на состоянии дел конкурирующих организаций. Однако необходимо иметь в виду, что между действиями юридического лица и убытками, возникшими у конкурирующих хозяйствующих субъектов, должна чётко прослеживаться причинно-следственная связь.
3. Своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
В случае если юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность строго в рамках закона, то отсутствуют основания для поднятия вопроса о наличии НДК в его действиях.
4. Конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.
Иначе говоря, юридическое лицо стремится к освоению той части рынка товаров, работ, услуг, которая занята его конкурентом (конкурентами) с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйственных субъектов из общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющих возможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников. Если же действия юридического лица имеют иное основание, например, уклонение от исполнения своих обязанностей по договору либо максимальное причинение ущерба другой организации по причине неприязненных межличностных отношений руководителей высшего уровня, то положения Закона N135-ФЗ применению не подлежат.
Таким  образом, если в действиях некоего хозяйствующего субъекта по отношению к   другой организации прослеживаются все названные ранее четыре признака, то есть основания считать такие действия НДК. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведённых признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как НДК, что ограни-чит сферу действия Закона N 135-ФЗ.
Под НДК согласно ст.14 Закона №135-ФЗ, в том числе, понимается:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства,
потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
и т.п.

Самыми использующимися формами НДК среди хозяйствующих субъектов являются распространение дискредитирующей информации и  применение ненадлежащих сравнений (33% и 26%  от общего числа форм недобросовестной конкуренции) 2. Необходимо заметить, что и наш Клиент в своём обращении указывал на схожий характер действий конкурентов.
Закон N 135-ФЗ не раскрывает понятия «распространение», «ложные и т.п. сведения», «деловая репутация хозяйствующего субъекта» и т.д., а также не называет условия, при которых попытки воздействия на недобросовестных конкурентов будут иметь смысл. В связи с названными обстоятельствами необходимо исследовать соответствующую сложившуюся судебную практику.
Под  распространением сведений следует понимать их опубликование в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в других средствах массовой информации, в том числе - в сети Интернет,  изложение в служебных  характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной форме хотя бы одному лицу.

 



 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены