время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Минимальная заработная плата в регионах: правомерность процедуры установления
Минимальная заработная плата в регионах: правомерность процедуры установления

 

Николай Брюховецкий

Николай Брюховецкий,

ведущий юрист
группы правового консалтинга ГК "ИРБиС" 

 

 

 

С 1 сентября 2007года в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК) действует норма, аналога которой ранее в российском трудовом праве не было, а именно: ч.1 ст.133.1 ТК допускает установление в любом субъекте РФ  «своей» минимальной заработной платы, путём заключения соответствующего регионального соглашения (далее - Соглашение). При этом частями 7 и 8 ст.133.1 ТК предусмотрено распространение Соглашения на работодателей, не участвовавших в его  заключении, если последние в определённый срок не представят в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ от присоединения.

 

Названный порядок установления региональной минимальной заработной платы и распространения действия Соглашений,  на мой взгляд, не может считаться правомерным.
Региональное Соглашение, по смыслу ст.27 и ч.10 ст.45 ТК, является формой социального партнёрства и по своему виду относится к «иным соглашениям», заключаемым по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Ч.1 ст.45 ТК прямо указывает, что соглашение социального партнёрства есть правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей, то есть, является договором, возлагающим  обязанности исключительно на его участников. В то же время документом, направленным на установление, изменение или отмену правовых норм, подлежащим обязательному исполнению лицами, не участвовавшими в его принятии,  а также затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, на роль которого фактически претендует региональное соглашение о минимальной заработной плате,  в силу ч.3 ст.15 Конституции РФ может являться только нормативно–правовой акт (перечень приведён в пункте 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: закон, указ, постановление, приказ, распоряжение, правило, инструкция, положение), принятый компетентным органом государственной власти в пределах его полномочий.
Кроме того,  по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, к которым пп.«к» п.«а» ст.72 Конституции относит трудовое законодательство, в частности,  процедуру установления минимальной заработной платы,  региональные власти принимают законы и иные нормативные правовые акты, что закреплено в ч.2 ст.76 Конституции РФ. Каких-либо иных документов,  коими возможно императивное регулирование трудовых отношений на территории всего субъекта РФ, например, региональных Соглашений, Основной Закон России не называет.
Помимо названного, в самом ТК частями 2 и 3 ст.6 определено, что установление размера региональной минимальной заработной платы может осуществляться только путём принятия нормативных правовых актов  органами государственной власти субъектов РФ, и лишь при наличии у данных властных структур соответствующих полномочий, как, например, существовавшее ранее право определять более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы (ч.3 ст.2 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в настоящее время утратившая силу). В настоящее время такой возможности региональные власти лишены.
 С учётом вышесказанного следует вывод: региональное Соглашение, предусмотренное ст.133.1 ТК, нормативным правовым актом органов государственной власти субъектов РФ не является, вследствие чего не может:
1) устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте РФ;

2) распространять своё действие на работодателей, его не заключавших.
Необходимо добавить, что  установленный ч.8 ст.133.1 ТК порядок действия Соглашений ограничивает гарантированные Конституцией РФ право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34), право владения, пользования и распоряжения имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст. 35), чем нарушает положения ч.3 ст.55 Конституции России, обосновавшей возможность ограничения прав и свобод  необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и т.д. при условии принятия соответствующего федерального закона.
Кроме того, ч.8 ст.133.1 ТК, разрешив работодателям письменно заявить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ свой мотивированный отказ  присоединиться к Соглашению, не предоставила данным работодателям возможность судебного обжалования решения названного органа власти о признании отказа немотивированным, в то время как частями 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется  судебная защита в спорах с властными структурами. Также в ТК не разъясняется, по каким основаниям отказ работодателей может считаться немотивированным, чем фактически созданы предпосылки к злоупотреблению отдельными представителями госбюрократии своими должностными полномочиями.
Согласно ч.6 ст.133.1 ТК  разработка проекта Соглашения и его последующее заключение осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ (далее - Комиссия) в порядке, установленном статьей 47 ТК. Следует обратить внимание на положения ч.5 данной статьи, лишь управомочившей, но не обязавшей Комиссию предложить работодателям, не занятых в коллективных переговорах по разработке и заключению Соглашения, принять в них участие. То есть Комиссия по своему собственному усмотрению, никак не основанному на положениях закона, принимает решение о соответствующем информировании. В итоге интересы  части работодателей, осуществляющих деятельность на территории региона, будут игнорироваться уже на стадии подготовки проекта Соглашения, несмотря на то, что статьей 2 ТК абсолютно за всеми работодателями закреплено право на участие в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Таким образом, рассмотренные положения частей 1, 7, 8 статьи 133.1 ТК  противоречат требованиям целого ряда статей Конституции РФ и  ТК, вследствие чего могут быть оспорены заинтересованными лицами в порядке конституционного судопроизводства, в соответствии с федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
_____________________________
1 Утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009

 

_____________________________

Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Центр налогового и правового консультирования по телефону: (495) 225-0102
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены