Отвечает Лебедева Екатерина, юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
В связи с эпидемией гриппа мы хотим сделать всем сотрудникам прививки. Можно ли расходы на вакцинацию включить в расходы по налогу на прибыль?
Если вакцинация работников проводится в соответствии с предписанием Роспотребнадзора, то организация вправе включить затраты на нее в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Такой точки зрения придерживается Минфин в Письме от 01.06.2007 N 03-03-06/1/357. В обосновании своей позиции главное финансовое ведомство страны ссылается на положения ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закона N 52-ФЗ), согласно которой на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложены обязанности, в частности: • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Данные мероприятия согласно п. 3 ст. 29 Закона N 52-ФЗ проводятся в обязательном порядке в соответствии с осуществляемой работодателями деятельностью в случаях, установленных п. 2 ст. 50 указанного закона. Одним из таких случаев как раз и является выдача должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предписания, обязательного для исполнения юридическими лицами и гражданами в установленные сроки при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Предписание может, в частности, касаться проведения дополнительных профилактических мероприятий, к которым относится вакцинация. В подтверждение обоснованности расходов на проведение вакцинации можно ссылаться и на п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.08.2008 N 52, в котором руководителям всех организаций независимо от организационно-правовой формы на эпидемиологический сезон 2008-2009 годов рекомендовано своевременно выделить ассигнования на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации сотрудников. А, как мы знаем, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.98 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают именно главный государственный санитарный врач РФ или главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. Таким образом, обоснованность расходов налицо. А теперь давайте разберемся, как лучше оформить документы, чтобы избежать проблем с налоговиками. Решение о вакцинации сотрудников нужно утвердить приказом руководителя. Если на предприятии есть служба охраны труда, то нелишними будут и ее письменные рекомендации, которые потом можно будет включить в приказ. В качестве документального подтверждения расходов на вакцинацию организации также необходимы договор с медицинским учреждением на оказание платных медицинских услуг, акт выполненных работ, счет-фактура; платежное поручение, список подвергнутых вакцинации работников. А что же делать, если предприятие решило сделать прививки от гриппа по собственной инициативе, так сказать по доброте душевной? В таком случае затраты на данное мероприятие можно учесть в составе расходов на оплату труда в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ. Однако здесь есть три «НО»: 1) данные затраты должны быть предусмотрены в коллективном и (или) трудовом договоре; 2) скорее всего, свою правоту фирме придется отстаивать в суде, поскольку налоговые инспекторы не разрешают учитывать эти расходы по данной статье, считая их не связанными с оплатой труда; 3) в этой ситуации стоимость вакцинации подлежит обложению НДФЛ (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ) и страховыми взносами в ПФР, ФСС и фонды ОМС (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Кстати, получить такой важный оправдательный документ, как предписание органа Роспотребнадзора о необходимости проведения на предприятии вакцинации, можно и самим. Для этого, как советует ряд экспертов, нужно направить в местное подразделение данного ведомства официальное письмо с просьбой разъяснить, нужно ли вашей организации проводить вакцинацию сотрудников в данный период времени. Если затраты компании на прививки помимо всего прочего будут подтверждены еще и положительным ответом уполномоченного госоргана, налоговым инспекторам будет трудно оспорить их обоснованность. _________________________________________________________________________________________________
Отвечает Миронова Анна, юрист / руководитель Группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС», член Палаты налоговых консультантов
В каком размере можно выплатить материальную помощь своим работникам? Какими налогами эта сумма облагается?
Прежде всего, материальная помощь, выданная организацией своим сотрудникам, не подлежит включению в налоговую базу при определении налога на прибыль. Это положение закреплено п. 23 ст. 270 Налогового кодекса РФ, который с 01.01.2009 года представлен в новой редакции (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 158-ФЗ). При этом никаких ограничений по размеру материальной помощи не предусмотрено. Относительно налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) все не так просто. Ст. 217 НК РФ содержит целых два основания, позволяющих не облагать налогом материальную помощь. Однако для этого должен быть соблюден ряд условий: 1. Размер материальной помощи (независимо от оснований) не может быть больше 4000 рублей на одного работника – п. 28 ст. 217 НК РФ, и не должен быть больше 50 000 рублей на одного ребенка – при выплате матпомощи в связи с рождением, усыновлением, удочерением. 2. Материальная помощь не облагается НДФЛ в полном размере в случае, если ее предоставление связано (п. 8 ст. 217 НК РФ): а) со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; б) со смертью члена семьи; в) с гибелью члена семьи или причинением вреда в результате теракта на территории Российской Федерации. Аналогичные положения зафиксированы также и в новом Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» – пункты 3 и 11 ч. 1 ст. 9 фактически дублируют перечисленные тезисы главы 23 Налогового кодекса РФ, что позволяет не облагать материальную помощь взносами в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Таким образом, в 2010 году суммы материальной помощи работникам не облагаются налогом на доходы физических лиц – в пределах, минимум 4000 рублей, и в полной сумме - по основаниям, указанным в п. 8 ст. 217 НК РФ. Эти же суммы не облагаются взносами в ПФ РФ, ФСС, органы ОМС – по основаниям, перечисленным в п. 3 и п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Однако и уменьшить налог на прибыль за счет сумм, предназначенных для выплаты материальной помощи, не удастся – п. 23 ст. 270 НК РФ относит ее к расходам, не влияющим на налоговую базу по налогу на прибыль, независимо от размера. ___________________________________________________________________________________ Подскажите, а признают ли счет-фактуру недействительным, если будет указано только сокращенное наименование продавца? А также если на бланке счета-фактуры не будет указано последнее Постановление (N 465), которое внесло изменения в Постановление N 914, будет ли счет-фактура считаться составленным с нарушениями?
В соответствии с последней (Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 года N 451) редакцией Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года N914 (далее – Правила), при заполнении строки 2 счета-фактуры необходимо указывать полное И сокращенное наименование продавца. При этом более весомый в данном случае Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. П. 5 и п. 5.1 ст. 169 кодекса упоминают лишь о наименовании продавца, не уточняя, полным или сокращенным оно должно быть. Кроме того, п. 2 ст. 169 НК РФ предусматривает отказ в вычете или возмещении налога на добавленную стоимость только по тем счетам-фактурам, которые составлены и выставлены с нарушением п. 5, п. 5.1 и п. 6 ст. 169 НК РФ, ни в одном из которых нет ссылки на обязательность следования Правилам. Аналогичного мнения придерживаются и налоговые органы: смотрите, например, Письмо Федеральной налоговой службы от 14 июля 2009 года N ШС-22-3/564@ «О порядке заполнения строки 2 счета-фактуры»; Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июля 2009 года N 03-07-09/32 О заполнении строки 2 «Продавец» счета-фактуры. По тем же основаниям не будет являться нарушением и отсутствие в счете-фактуре строчки, с указанием документа, последним внесшим изменения в Правила.
Таким образом, если в вашем счете-фактуре указано только сокращенное наименование продавца или нет ссылки на изменения, признать счет-фактуру недействительным или отказать в вычете/возмещении НДС не смогут, при условии соответствия данного счета-фактуры остальным положениям ст. 169 НК РФ.
_________________________________________________________________________________________________
Отвечает Айсенов Артур, юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
Слышала, что с 2010 года организациям не надо сдавать в налоговую инспекцию «нулевые» декларации по налогу на имущество, так ли это?
В соответствии с последними изменениями пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), вступившими в силу с 1 января 2010 года, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Напомним, что ранее плательщиками налога на имущество организаций признавались все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства. Такое положение обязывало налогоплательщиков представлять в налоговые органы декларации, а также расчеты по налогу на имущество организаций даже в том случае, если объект налогообложения отсутствовал. С вступлением в силу Федерального закона от 30 октября 2009 года N 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», такая обязанность сохранится только для организаций, имеющих движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Таким образом, с 1 января 2010 года организациям, не имеющим на своем балансе имущество, нет необходимости подавать в налоговые органы «нулевые» расчеты и декларации по налогу на имущество.
Журнал "Система успеха" - январь 2010 (№1) |