Уважаемые читатели!  В первом номере «Системы успеха» 2010 года рубрику «Партнер» мы посвящаем Заводу имени Лихачёва. АМО ЗИЛ уже 10 лет сотрудничает с ГК «ИРБиС», используя в своей работе справочную правовую систему ГАРАНТ. Это один из наших самых давних клиентов. Нам кажется очень символичным начинать год вместе с таким верным и долголетним партнером. В статье мы не пытались охватить общеизвестные факты истории завода или рассказать вам о технике, выпускаемой ЗИЛом. Нам хотелось узнать что-то свое – интересное и необычное. И уже во вступлении мы хотим поблагодарить наших собеседниц, которые поделились подробностями своей работы на ЗИЛе – почти столетнем и известном на всю Россию предприятии. Улица Автозаводская, город Москва: Прежде здесь находились Амовская улица (проезд) и проезд Амовского бульвара, названные по основанному тут в 1916 году автомобильному заводу АМО (Акционерного машиностроительного общества). После их объединения новая улица в 1938 году получила нынешнее название – по автозаводу им. И. А. Лихачёва.
В беседе приняли участие: Орлова Светлана Алексеевна, помощник директора по экономике и финансам; Дьячкова Наталья Ивановна, заместитель начальника управления финансов; Иванова Ирина Викторовна, директор центра организационного планирования. Светлана Алексеевна: АМО ЗИЛ - один из крупнейших автомобильных заводов отрасли по производству грузовых автомобилей, фургонов, автобусов, специальных и легковых автомобилей высшего класса. Основным нашим потребителем и клиентом является город Москва, ему же принадлежит 63% акций ЗИЛа. Головная площадка завода расположена в Москве по адресу улица Автозаводская, дом 23. Впрочем, и сама улица названа в честь того, что на ней расположен завод. Адрес – дом 23 – это всё ЗИЛ, практически по всей улице.
Наталья Ивановна: В настоящее время АМО ЗИЛ находится на конечной стадии реформирования производства, концепция которой была разработана совместно с Правительством города Москвы в 2005 году. Данная концепция направлена на реструктуризацию и реформирование производственных мощностей предприятия между головным заводом и дочерними предприятиями АМО ЗИЛ с целью создания нового высокотехнологичного и экономически эффективного производства современной автомобильной техники и автокомпонентов. Структура всего АМО ЗИЛ – холдинговая. Наши дочерние компании работают каждая на своей площадке, имеют свою специализацию производства, однако деятельность их ориентирована на реализацию единой тактики и стратегии холдинга. В состав холдинга АМО ЗИЛ входят такие дочерние компании, как Рославльский автоагрегатный завод, Рязанский завод автомобильных агрегатов, Смоленский автоагрегатный завод, Петровский завод автозапчастей, Пензенский завод автозапчастей, Каширский литейный завод «Центроли». Рославльский автоагрегатный завод – это крупнейший, динамично развивающийся машиностроительный комплекс по производству автомобильных компонентов. Завод ориентирован на крупные поставки по первичным конвейерам таких заводов, как ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, ЛИАЗ, то есть на обширнейший круг автомобильных заводов, использующих тормозную аппаратуру РААЗ. Основной продукцией Рязанского завода является различные модификации ведущих мостов, передних осей. Кроме того, закончена передача на завод производства карданного вала. Смоленский завод успешно освоил производство самосвалов на базе ЗИЛа, изготавливает коробку и редуктор переднего моста для трактора «Беларусь» и сейчас организует производство пожарных машин по заказам МЧС. Холдинг АМО ЗИЛ имеет два представительства: Смоленское и Поволжское. Кроме того, в состав холдинга входят более 40 зависимых обществ и других дочерних предприятий, вклад в которые был внесен заводом либо в уставный капитал, либо в качестве финансовых вложений. Что завод всемирно известен, что ему уже почти сто лет – это знают многие, а вы можете сказать, что практически весь спецтранспорт в России – это ЗИЛ? У вас есть конкуренты?
Наталья Ивановна: Конечно, есть. Но в плане спецавтотехники можно сказать, что по количеству используемых единиц такой техники в России нам нет равных. Большая часть этого специализированного рынка принадлежит нам. Со многими новыми импортными машинами мы вполне можем конкурировать, поскольку у российских моделей есть и неоспоримые потребительские преимущества. К примеру, проходимость.
Насколько я понимаю, часть продукции делается только под заказ? Светлана Алексеевна: Да, мы производим автомобильную технику под заказ, как правило, это спецтехника или автомобили определенной комплектации. Продажа всей автомобильной техники, производящейся на АМО ЗИЛ сегодня, ведется только через Управление по реализации автомобилей Торгового Дома ЗИЛ. Именно с этим Управлением работают наши дилеры, а покупатели получают технические консультации по приобретаемой автотехнике и спецмашинам. Для удобства клиентов регулярно издается каталог автомобилей и спецавтотехники, который имеет ежегодное обновление и демонстрирует самую современную линейку автомобилей марки ЗИЛ. Наши специалисты проводят консультации по любым техническим вопросам автомобилей ЗИЛ и по дополнительному оборудованию, устанавливаемому на машины. Также мы обсуждаем возможность заказа особой индивидуальной комплектации спецмашин, если такая техника не включена в каталог. Сколько сотрудников работает в Москве? Ирина Викторовна: АМО ЗИЛ – это многочисленный коллектив, имеющий богатые традиции. На производственных предприятиях АМО ЗИЛ работает почти 14000 сотрудников. На головном заводе в Москве трудится около 7000 работников. Большое внимание уделяется программе по привлечению на завод молодых рабочих и специалистов. Главной нашей задачей, которую необходимо решить в ходе продолжающегося экономического кризиса, является сохранение работоспособного трудового коллектива на всех предприятиях АМО ЗИЛ. Наша кадровая политика основана на высоком профессионализме работников завода, чувстве их корпоративной ответственности и направлена на осуществление целей и задач, стоящих перед предприятием.
Какие чувства вызывает работа на предприятии с такой богатой историей?
Светлана Алексеевна: Несомненно, гордость и ответственность. Не зря за годы работы завода тут сложилось очень много профессиональных династий. Много семей, чья судьба настолько связана с заводом, что они не представляют своей жизни без него.
Как отмечаются праздники? Например, 90-летие завода? Ирина Викторовна: В честь 90-летнего юбилея АМО ЗИЛ решил отлить и подарить церкви Илии-Пророка в Черкизово новую колокольную звонницу. Семь колоколов, отлитых на заводе, сменили старые, демонтированные с церковной колокольни. Этой дате посвятили мы и праздничный концерт во Дворце культуры. Было приглашено множество гостей, Правительство Москвы, наши друзья, партнеры, сотрудники. Проходила и подготовленная нами выставка автомобильной техники, выпускавшейся на заводе в разные годы. А в чем выражается корпоративная культура? Традиции завода? Все-таки 7000 человек на предприятии… Ирина Викторовна: Это еще мало, в советские времена численность работников завода достигала 40 000 человек только в Москве. Но тогда мы были государственным предприятием - производственным объединением АМО ЗИЛ. Масштабных корпоративных праздников мы не проводим – все-таки численность коллектива огромная, но День машиностроителя всегда отмечается концертами. Также ко дню защитника Отечества, ко дню Победы на центральной аллее завода организуются митинги, где принимают поздравления ветераны ВОВ, возлагаются цветы к памятнику погибшим во время Великой Отечественной войны автозаводцам.
В развитии завода наблюдается некая цикличность, это можно увидеть хотя бы на примере того, что, как вы сами сказали, раньше ЗИЛ насчитывал 40 000 сотрудников, а сейчас 7000. Как вы сейчас характеризуете состояние предприятия?
Наталья Ивановна:
Ответ на этот вопрос не может быть не связан и с мировым финансовым кризисом. До нас он докатился в конце прошлого года, хотя на самом деле – в мировом масштабе – он длится уже второй год. Положение автомобилестроения в прошедшем году известно многим. Однако, в отличие от других российских машиностроительных предприятий, АМО ЗИЛ не останавливало на длительный срок сборочный конвейер, не сокращало своих работников, хотя пришлось перейти на сокращенную рабочую неделю. Могу сказать, что кризис оказал также и положительное воздействие, поскольку в условиях острого дефицита денежных средств заставил нас и наши дочерние предприятия более детально разложить свои затраты, и это дало свои результаты. А за границу АМО ЗИЛ поставляет автомобили? Наталья Ивановна: Одно из наших дочерних предприятий – ООО «ВТФ ЗИЛ-экспорт» непосредственно занимается поставками на экспорт и всеми расчетами с контрагентами. Контракты были и есть как с ближним зарубежьем – Казахстан, Украина, республика Беларусь, так и с дальним – это Куба, Египет, Сирия.
На сайте АМО ЗИЛ рассказывается об автомобилях представительского класса. Мы все видели такие автомобили в кинохрониках советского периода. Они и сейчас выпускаются? Светлана Алексеевна: Автомобили представительского класса всегда выпускались под заказ. Если будет спрос, можем выпустить и сейчас. А как же знаменитые холодильники ЗИЛ? Наталья Ивановна: К сожалению, их производство теперь уже только в истории завода. Был цех по производству домашних холодильников. Потом из него сделали московский завод домашних холодильников, позже его продали городу Москве. Как сложилась дальнейшая судьба нашего теперь бывшего завода, сказать не могу. Расскажите мне, пожалуйста, о ГАРАНТе, вашей работе с ним.
Ирина Викторовна:
Когда я пришла на завод, моим помощником в правовых вопросах стал ГАРАНТ. Сначала на CD, DVD дисках, потом на «флешке», удобство и оптимальность которой не могу не отметить. Пользуюсь ею не только в офисе, но и на встречах, переговорах… Чаще всего в самой системе я ищу документы из гражданского, трудового законодательства, стандартизации, интересует, конечно, и налогообложение. Удобен поиск по ситуации, по ключевым словам. А обращаетесь в Службу информационной правовой поддержки онлайн?
Ирина Викторовна: Если честно, то у нас даже нет в этом необходимости. Мы находим самостоятельно все, что нам надо. Единственный пунктик – иногда бывает задержка в выходе документа, и хоть обновляете вы нашу систему раз в неделю, бывает, что какой-то документ уже есть, а у нас это пока не отобразилось. Но тут речь идет о нескольких днях, так что это не критично.
Светлана Алексеевна: Мы покупаем несколько комплектов ГАРАНТ- Максимум, а это наиболее полная версия программы, что защищает нас от многих дополнительных вопросов. Кто стал инициатором покупки ГАРАНТа у нашей Компании? Светлана Алексеевна: Я познакомилась с ГАРАНТом, работая в одной из дочерних компаний АМО ЗИЛ, а инициатором покупки Системы у ГК «ИРБиС» для ЗИЛа стал директор по экономике и финансам Андрей Владимирович Сорокин.
Как вы оцениваете сотрудничество с нами? Светлана Алексеевна: За 10 лет нашего с вами сотрудничества к нам приезжали разные обслуживающие сотрудники, и могу сказать, что каждый из них был приветливым, внимательным, отзывчивым, знал свое дело. Если у нас что-то не получается в работе с системой, я всегда могу позвонить в ГК «ИРБиС» и знаю, что мне помогут, подскажут, как справиться с проблемой. Вы всегда идете нам навстречу, относитесь с пониманием, это нас несомненно радует (улыбается). Видимо мы заслужили это благодаря тому, что вот уже 10 лет не изменяем сотрудничеству с ГК «ИРБиС».
А без справочной правовой системы вообще могли бы работать? Наталья Ивановна: Это было бы крайне тяжело. Тогда чаще приходилось бы обращаться к сети Интернет и тратить для нахождения нужного, а главное, не утратившего силу документа большее количество времени.
Интернет, на ваш взгляд, – достойный источник правовой информации? Ирина Викторовна: Если искать какой-нибудь закон, то найти его можно, но на это уходит времени столько же, сколько и на печатные источники. К тому же в сети бывает так: публикуется какой-нибудь документ, а он уже утратил свою силу, но это нигде не отмечено… ГАРАНТ же всегда делает приписку: «утратил свою силу», «не вступил в силу», «вступает в силу такого-то числа». Удобно и листать документы – переходить с одной ссылки на другую.
Отдельную беседу нам удалось провести и с Удовиченко Валентиной Николаевной, начальником управления финансов. Валентина Николаевна начала свою трудовую деятельность на заводе в 1973 году, работала на производстве, со временем перешла на административную деятельность: Когда я только пришла на завод и порой слышала от своих коллег, что кто-то из них трудится здесь уже 16… 18 лет, меня удивляло, как можно работать столько времени на одном месте. А теперь могу сказать, что давно для себя поняла - это моя работа на всю жизнь, большую часть которой я посвятила ЗИЛу. Я очень люблю завод. Начинала тут с производственного цеха, потом обучалась управленческой деятельности, работала экономистом. И вот так сложилась моя судьба. Были предложения и на более, так сказать, «теплые» места, но меня это не соблазнило, наверно, я предана заводу (улыбается). И хочу сказать, у нас много таких сотрудников, мы привязаны и к нашему предприятию, и друг к другу. Основа нашей работы - мощный костяк, который состоит, главным образом, из нашей дирекции, бухгалтерских служб, экономического и финансового управлений.
Наверно, это еще советская закалка сказывается. Сейчас такое долговременное пребывание на одном рабочем месте почти не практикуется. Да, мы люди другого поколения, воспитаны несколько иначе. Работа моя, несмотря на всю строгость, рамки, четкость и скрупулезность, интересна и многогранна. Наше управление ведет не одну направленность финансовой деятельности. Мы работаем с банками, с налоговой, с разными организациями Правительства Москвы…
За 2009 год сильно ощущалась проблема кризиса? Наверно, на сегодняшний день кризис уже сыграл свою роль. В настоящее время завод в основном обеспечивает государственные заказы. В конце 2008 года, когда все только начиналось, многие заняли выжидающую позицию, чтобы присмотреться, стоит ли сейчас тратиться. Наше руководство в то время сделало очень грамотный ход: мы не остановили производство, как это сделали многие большие заводы. Мы ввели неполную рабочую неделю, но сохранили производство и не потеряли трудовые ресурсы.
Тяжелее, наверное, потом все заново запустить, восстановить, чем продолжить работу вот в таком вот экономичном режиме… Конечно, да и людей потом собрать нелегко. Поэтому главное было для нас - сохранить коллектив.
Валентина Николаевна, а ведь все равно раньше было больше и направлений деятельности, и рабочих… Тогда была плановая экономика, когда специальный государственный орган регулировал ассортимент и объемы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат. У нас были и оборонные заказы, и заказы сельского хозяйства, и завод работал совсем в другом режиме. Но и для сегодняшнего времени наш завод - очень крупное предприятие, всего на АМО ЗИЛ сегодня работает 14000 сотрудников, это включая и дочерние предприятия, и представительства.
А после распада Советского Союза был период некоего застоя? Да, такой период был, когда у руля завода стояла компания, которой как автомобильный завод мы были неинтересны. Их интересовали наши активы и земли. «Лихие 90-ые», как говорится. Все разрешилось, когда основной пакет акций АМО ЗИЛ выкупило Правительство города Москвы, тогда началась работа почти с нуля. А новинки сейчас разрабатываются? Как раз сегодня Правительство Москвы рассматривает наш новый бескапотный автомобиль. Проходит заседание, где докладывает министр, он же - председатель наблюдательного совета АМО ЗИЛ, Пантелеев Евгений Алексеевич. То есть на месте мы не стоим и пользуемся не только тем, что наработали раньше.
Вы находитесь в очень колоритном, старинном здании, оно сохранилось с тех времен?
Здание это строили еще основатели завода - братья Рябушинские - в 1914 году. Это исторический объект города Москвы, он охраняется государством, и сносить его нельзя. Мы с вами находимся именно в той части здания, которая сохранилась еще с дореволюционных времен.
У завода есть и музей… Да, в нашем музее представлена практически вся история становления завода имени И.А. Лихачёва. В нем находится много интересных экспонатов, на экскурсии к нам приезжает не только молодежь, но и корпоративные группы – банки, сотрудники разных московских фирм. Существует многолетняя традиция – поздравление с 1 сентября в стенах музея первоклассников работников завода. Очень интересно смотреть на лица маленьких школьников, когда они выходят из музея, у них по-настоящему горят глаза и видно, как они гордятся, что их папа или мама работают на таком историческом предприятии.
Что Вы можете сказать о сотрудничестве Вашего предприятия с ГК «ИРБиС»? Вы нас обслуживаете еженедельно, все основные ключевые моменты, которые мы запрашиваем в ГАРАНТе, мы находим. Была у меня недавно проблема в том, что мы пытались подобрать законодательные акты, которые касались бы нормирования товарно-материальных ценностей, и вот этого, к сожалению, мы не нашли. В советские времена были такие нормативы, были книги, законодательные документы, которые описывали, как грамотно все рассчитать. Сейчас ничего на эту тему не выпускается, и только благодаря тому, что у меня остались кадры, которые работали в те времена, и сохранились в архивах документы, я смогла восстановить и эту работу. Но это, скорее, вина не ГАРАНТа, а законодательных органов, которые пока на своих заседаниях не поднимали интересующие меня вопросы (улыбается).
Смогли бы Вы работать без справочной правовой системы? Я думаю, что нет. Причем лично я пользовалась всегда только ГАРАНТом, никаких других систем не пробовала. Попросту потому, что в этом не было необходимости. И вообще с вашей стороны все сделано достаточно профессионально, и в то же время удобно для работы пользователя. И про сотрудников, которые приезжали к нам обновлять систему, могу сказать, что все они грамотны и доброжелательны. Нам это как клиентам очень приятно. К Олегу Савелькаеву мы очень привыкли, он длительное время с нами работает, со всеми прекрасно контактирует, а ведь он обслуживает ГАРАНТ на всем заводе, общается с разными людьми на разных уровнях. Поэтому выражаем вам свою благодарность за длительное и надежное сотрудничество.
Валентина Николаевна, спасибо за приятные отзывы о нашей работе. И позвольте еще один, заключительный, вопрос: какие чувства у Вас вызывает работа на заводе имени Лихачёва? Несомненно – гордость. Первый российский автомобильный завод с такой богатой длительной историей, известный всей России… Мы просто обязаны держать марку.
Беседу провела Ирина Черешнева Информационное сопровождение осуществляет Олег Савелькаев
Журнал "Система успеха" - январь 2010 (№1) |