время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
На ваши вопросы отвечают юристы

 

 

Лебедева ЕкатеринаОтвечает Лебедева Екатерина,
юрист / специалист информационно-правовой
поддержки ГК «ИРБиС»



 

 

 

 

 Слышала, что с 1 июля 2009 года у организаций появилась новая обязанность - уведомлять о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Расскажите об этом подробнее. Что грозит предприятиям, не исполнившим эту обязанность?

 

Данное требование содержится в ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 8 уведомительный порядок распространяется на осуществление юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями только определенных видов предпринимательской деятельности, к которым относятся:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
8) производство текстильных материалов, швейных изделий;
9) производство одежды;
10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
12) издательская и полиграфическая деятельность;
13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).
Заметим, что конкретный перечень работ и услуг в составе этих видов деятельности утвержден Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (далее – Правила). В этом же документе содержится форма уведомления (см. Приложение N 2 к Правилам), порядок его представления и учета, а также названы органы, осуществляющие прием и учет таких документов.
Федеральный орган нужно письменно известить также и при изменении места нахождения и/или места фактического осуществления деятельности, изменении места жительства предпринимателя, реорганизации организации - не позднее 10 дней с момента внесения сведений о таких изменениях в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (п. 6 ст. 8 Закон N 294-ФЗ).
Уведомление составляется в двух экземплярах и к нему прикладываются копии выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ и копии свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах (п. 7 Правил).
Обращаем ваше внимание на то, что в силу п. 5 ст. 8 Закона N 294-ФЗ уведомить соответствующий федеральный орган необходимо строго сразу же после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
Уведомление подается заявителем непосредственно или отправляется заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении. (А с 1 января 2011 года, согласно п. 4 ст. 27 Закона N 294-ФЗ, уведомления можно будет направлять и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью). В первом случае днем подачи уведомления считается день его регистрации в уполномоченном органе, а во втором - день отправки почтового отправления.
Должностное лицо, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день получения документа регистрирует его и проставляет на обоих экземплярах отметку с указанием даты получения и регистрационного номера. При этом один экземпляр уведомления остается у должностного лица, а второй возвращается заявителю (п. 9 Правил).
Хотим отметить, что федеральные органы не вправе требовать от организаций и предпринимателей получения разрешений, заключений и иных документов для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг, для которых предусмотрен уведомительный порядок. Поэтому если к вам поступили соответствующие требования, то можете смело их не выполнять.
Ответственность за непредставление уведомления или указание в нем недостоверных сведений предусмотрена в п. 9 ст. 8 Закона N 294-ФЗ. Однако в настоящее время соответствующая статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отсутствует. Но, несмотря на это, на наш взгляд, нарушители данного требования могут быть оштрафованы по ст. 19.7 КоАП РФ: предприниматели – на сумму от 100 до 300 рублей, а организации - от 3000 до 5000 рублей. Именно такое наказание грозит за непредставление или несвоевременное представление в госорган сведений или информации, необходимой для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

 

_________________________________________________________________________________________________



Миронова АннаОтвечает Миронова Анна,
юрист / руководитель Группы информационно-правовой
поддержки ГК «ИРБиС»,
член Палаты налоговых консультантов

 

 

 

 

 

 

 Мы нанимаем работников-иностранцев, которые будут работать в другой стране (там же, где проживают). Какие налоги и взносы мы должны заплатить с их доходов?

Прежде всего, отметим, что на иностранных граждан, работающих по трудовому договору с российской организацией на территории иного государства, не распространяются положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 1, ст. 2). То есть ни разрешение на работу, ни разрешение на привлечение иностранной рабочей силы оформлять не придется.

Далее рассмотрим, какие налоговые обязательства возникают у работодателя.
1. В отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Иностранные работники, не проживающие и не работающие на территории Российской Федерации, налоговыми резидентами России являться не будут – ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
Однако нерезиденты также могут быть плательщиками налога – с доходов, полученных от источников в Российской Федерации (п. 2 ст. 209 НК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае работы осуществляются за пределами России, то наиболее подходящий пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ не применим, а, значит, оснований для взимания НДФЛ с зарплаты сотрудников тоже нет.

2. В отношении единого социального налога (ЕСН).
Российская организация, производящая выплаты по трудовым договорам в пользу  физических лиц, является плательщиком ЕСН (п. 1 ст. 235 НК РФ).  Но суммы, предназначенные для оплаты труда работников–иностранцев, от налогообложения освобождены – абз. 4 п. 1 ст. 236 НК РФ.
Обратите внимание, что данное положение действует только в случае заключения трудового договора через обособленное подразделение российской организации, находящееся на «иностранной» территории, или выполнения иностранцем работ, услуг по гражданско-правовому договору за пределами РФ.

3. В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера.
Поскольку в данном случае иностранные работники на территории России не проживают, то застрахованными по обязательному пенсионному страхованию лицами они не являются, и, следовательно, взносы на ОПС в отношении них не платятся.

4. В отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Нормы Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» распространяются на иностранных граждан, работающих по трудовому договору, независимо от места выполнения трудовой функции (п. 2 ст. 5).
Итак, выплаты по трудовому договору, заключенному через представительство работодателя с работниками-иностранцами, не проживающими на территории Российской Федерации и работающими за ее границей, не облагаются НДФЛ, ЕСН, и с них не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  на данные суммы не начисляются.

Дополнительно в системе ГАРАНТ:
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 февраля 2008 года N 03-04-06-02/14 «Об уплате ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ с выплат, производимых по гражданско-правовым договорам иностранным гражданам, работающим за пределами РФ».
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 января 2008 года N 03-04-06-02/1 «О начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ЕСН на выплаты и вознаграждения, производимые иностранным гражданам, работающим за пределами РФ в представительстве российской организации».

_________________________________________________________________________________________________



Айсенов АртурОтвечает Айсенов Артур,  
юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»

 

 

 

 

 

 

 

 
 В каком порядке удерживается  НДФЛ с иностранного работника?

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Поскольку иностранный гражданин, работающий в российской организации по трудовому или гражданско-правовому договору, получает вознаграждение за труд или за выполнение работ, то такой гражданин признается плательщиком НДФЛ, а российская организация выступает в данном случае в качестве налогового агента, обязанного исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с выплаченного дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ).

При исчислении НДФЛ следует определить, является иностранный работник резидентом или нерезидентом, поскольку в отношении доходов нерезидентов применяется ставка налога 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ), а в отношении доходов резидентов РФ - ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Исчисление 183 календарных дней начинается со дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина на территорию РФ (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При этом иностранный гражданин не обязан находиться в РФ на протяжении 183 дней подряд, главное, чтобы суммарно за 12 следующих подряд месяцев иностранец находился в РФ не меньшее количество дней (письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).
Законодательством не установлен перечень документов, на основании которых определяется период нахождения лица в России. По мнению налоговых органов, изложенному в письме ФНС РФ от 16.05.2006 N 04-2-05/3, документом, подтверждающим пребывание физического лица в РФ, может являться копия паспорта иностранного гражданина с отметками органов Федеральной пограничной службы о днях въезда этого лица в Россию и выезда из нее. А Минфин России в письме от 25.08.2006 N 03-05-01-04/251 указал, что такими документами могут также считаться: справка с прежнего места работы, содержащая сведения из табелей учета рабочего времени, справка о проживании из гостиницы, а также любые другие документы, на основании которых можно подтвердить фактическое нахождение физического лица на территории РФ.
Согласно мнению Минфина России (например, в письме от 28.06.2007 N 03-04-06-01/203), статус физического лица определяется на дату получения дохода, которая (по п. 2 ст. 223 НК РФ) является последним днем месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором. Следовательно, статус иностранного работника следует определять в последний день календарного месяца.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что, если иностранец на момент получения дохода является налоговым резидентом, то с его заработной платы исчисляется и удерживается НДФЛ по ставке 13%, если же иностранный работник на момент получения дохода налоговым резидентом не является, то исчислять и удерживать НДФЛ с его дохода необходимо по ставке 30%. Обратите внимание: о суммах, выплаченных иностранцам, работодатели также обязаны сообщать в налоговый орган (п. 2 ст. 230 НК РФ).
 
 
Журнал "Система успеха" - декабрь 2009 (№12)
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2017. Все права защищены