время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
В период кризиса займемся консервацией...
 


При поступлении в бухгалтерию акта о консервации объектов ОС в бухгалтерском учете делается запись:
Д-т 01, субсчет «Основные средства на консервации», К-т 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации».
После расконсервации объектов ОС указанные карточки возвращают в основную картотеку учета ОС и производится запись:
Д-т 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации», К-т 01, субсчет «Основные средства на консервации».
Расходы по проведению консервации и расконсервации, а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов включаются в бухгалтерском учете в состав прочих расходов:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 10, 20, 25, 26, 44, 69, 70.

Теперь для наглядности разберем весь порядок отражения в бухгалтерском учете амортизации на примере.

ПРИМЕР
На балансе ООО «Ромашка» находится станок для производства продукции. В связи с приостановлением выпуска данной продукции станок решили перевести на консервацию с 15 марта 2009 года до 31 декабря 2009 года. Первоначальная стоимость станка составляла 495 600 рублей, остаточная на момент начала консервации – 413 000 руб. При вводе станка в эксплуатацию был установлен срок его полезного использования - 84 месяца и использовался линейный метод начисления амортизации.

На основании акта о переводе станка на консервацию с 15 марта в бухгалтерском учете производится следующая запись:
Дебет 01 субсчет «Основные средства, переведенные на консервацию» Кредит 01

- 413 000 рублей - отражен перевод станка на консервацию.
Сумма начисленной амортизации за март будет учтена в расходах по обычным видам деятельности:
Дебет 20 Кредит 02

- 5 900 рублей (495 600 руб. : 84 мес. х 1 мес.) - начислена амортизация по объекту за март.
В период же с апреля по декабрь 2009 года (включительно) начисление амортизации по данному станку не производится.

Как было сказано выше, комиссия, принявшая решение о консервации объекта, должна оценить величину расходов, связанных с таким состоянием объекта. Для этого должна быть составлена соответствующая смета, которая утверждается руководителем организации.
Объекты основных средств, переведенные на консервацию, в производственном процессе не участвуют. И поэтому расходы на их консервацию не являются расходами по обычным видам деятельности, а признаются прочими (п. 5 и 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В бухгалтерском учете расходы на консервацию по вышеупомянутым статьям отражаются следующим образом:
Дебет 91-2 Кредит 10, 23, 69, 70, 76 и т.д. - отражены расходы, связанные с консервацией объекта.
После истечения срока консервации 01.01.2010 объекты основных средств возвращаются в прежнее качество. В бухгалтерском учете это сопровождается зеркальной проводкой:
Дебет 01 Кредит 01 субсчет «Основные средства, переведенные на консервацию» – 413 000 рублей – учтен в составе основных средств расконсервированный объект.
Соответственно начисление амортизации возобновляется с января 2010 года. Ее величина остается прежней – 5 900 руб/мес. (495 600 руб. : 84 мес):
Дебет 20 Кредит 02 – 5 900 рублей – начислена амортизация по расконсервированному станку за январь 2010 года.
При этом инвентарная карточка по объекту возвращается в основную картотеку и в ней производится запись о продолжении начисления амортизации.

Если с бухгалтерским учетом законсервированных основных средств стало все понятно, то вопрос с налоговым учетом и налогообложением остался еще не разобранным.
У организации, принявшей решение перевести объекты основных средств на консервацию, скорее всего, возникнут расходы, связанные непосредственно с самой консервацией, включая затраты на содержание законсервированного имущества, а также расходы по расконсервации. Поскольку консервация вызвана тем, что объекты основных средств перестают использоваться в производственной деятельности (не связаны с производством и реализацией готовой продукции в период консервации), расходы, возникающие при этом, нельзя признать затратами по обычным видам деятельности. В целях налогообложения прибыли указанные расходы можно учесть в составе внереализационных расходов согласно пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ. А в бухгалтерском учете их по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Главное, чтобы они соответствовали требованиям ст. 252 НК РФ. Напомним, расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А вот обоснованность таких расходов как раз подтверждается  приказом руководителя организации, в котором указаны причины, наименование, инвентарные номера основных средств, первоначальная стоимость и т.д. Дословно согласно пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль можно учесть расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
Также предприятие имеет право отразить в налоговом учете расходы на коммунальные услуги и ремонт для поддержания законсервированного объекта ОС (Письмо Минфина РФ от 20.07.2007 N 03-03-06/1/507). А вот арендные платежи за землю к указанным расходам не относятся (письмо УФНС по г. Москве от 02.09.2005  N 20-12/62488).
Иногда на консервацию переводят и ОС, не относящиеся к производственным объектам. До консервации расходы (амортизация, затраты на содержание, ремонт и др.) по таким объектам не учитывались в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации для целей налогообложения нельзя учесть и те расходы, которые появятся у организации после перевода данных объектов на консервацию.

Как уже говорилось выше, в период, когда объекты ОС находятся на консервации, у организации очень часто возникают затраты, связанные с их содержанием. Обслуживание данных объектов чаще всего производится своими силами, но иногда и с помощью сторонних организаций. В том и другом случае у организации образуется «входной» НДС. Возникает сложный вопрос – принимать ли к вычету данный НДС? С одной стороны, законсервированное ОС не участвует в производстве товаров (работ, услуг), и на этом основании, по мнению налоговиков, НДС к вычету принимать нельзя. Однако суды иначе подходят к данному вопросу. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 15.02.2007 N А09-4610/06-13-16 содержится следующий вывод: затраты предприятия при консервации являются затратами на содержание основных средств. Содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, направлено на получение дохода, так как поддерживает временно неиспользуемые производственные фонды в надлежащем состоянии. Таким образом, организация может беспрепятственно, в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 171 НК РФ, принимать к вычету НДС по договору на оказание услуг по содержанию законсервированного оборудования.
Также очень часто в организациях при исчислении НДС возникает и другой вопрос – нужно ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости объектов ОС, переведенных на консервацию?

В соответствии с Письмом ФНС РФ от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@ при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию восстановление сумм налога с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится. Однако если переведенные на консервацию недоамортизированные ОС после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.
А вот при ликвидации законсервированного объекта ОС суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле от недоамортизированной части. Это связано с тем, что указанные основные средства перестают участвовать в операциях, подлежащих обложению НДС (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 13.09.2004 N 24-11/58949). Однако. Если организация не согласится с мнением налоговиков, то свою позицию она сможет отстоять в суде. Чаще всего суды в этом вопросе принимают сторону налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 31.01.2007 N Ф04-9240/2006 (30180-А27-25) суд не поддержал налоговиков и указал, что НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства в связи с ликвидацией, восстановить суммы НДС по основным средствам в недоамортизируемой (неиспользованной) части.

Но все же одним из самых проблемных вопросов при консервации основных средств остается вопрос по исчислению налога на имущество.

Многие бухгалтеры считают, что с переведенных на консервацию основных средств налог на имущество уплачивать не нужно. Однако это мнение ОШИБОЧНО, так как переведенное на консервацию ОС облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее - Методические указания).
А в соответствии с п. 20 Методических указаний по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- в ремонте;
- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
- на консервации.
Таким образом, законсервированные ОС, хоть и обособленно, продолжают числиться в составе ОС, а следовательно и облагаются налогом на имущество. И исключений из этого правила нет.
Данная позиция подтверждается и Письмом Минфина РФ от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101, где четко говорится, что законсервированные ОС признаются объектом налогообложения налогом на имущество.
Если в организации законсервировано транспортное средство, то помимо всего прочего оно также подлежит обложению транспортным налогом.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегестрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от факта использования транспортного средства у налогоплательщика. До тех пор пока объект зарегистрирован на организацию, она должна перечислять налог в бюджет. И то, что на деле фирма свой транспорт не использует, роли не играет.

Ну вот теперь мы полностью разобрались и с бухгалтерским учетом, и с налоговым. А вот что же делать организации, когда срок консервации подошел к концу и необходимо вернуть основное средство в производственный процесс? Давайте разберемся.

Также, как и в самом начале пути, при расконсервации самым важным является правильное оформление всей документации.
Организация должна оформить:
- заявку на расконсервацию объектов основных средств;
- приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации объектов основных средств;
- приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22);
- приказ руководителя о создании комиссии по инвентаризации объектов основных средств;
- инвентаризационную опись основных средств (форма N ИНВ-1);
- сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18);
- акт оценки технического состояния объектов основных средств, подлежащих расконсервации;
- заключение о расконсервации объектов основных средств;
- приказ руководителя о расконсервации объектов основных средств;
- акт о расконсервации объектов основных средств;
- инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

 

 

 


 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены