время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
В период кризиса займемся консервацией...

 

Чиркова Екатерина

Чиркова Екатерина,
ведущий налоговый консультант
Группы правового консалтинга

   

 

 

 

 

В условиях кризиса многие предприятия снижают объемы выпуска готовой продукции, и, как следствие, часть техники остается незадействованной в производственном процессе. В данной ситуации, для сохранности, лучше всего будет ее законсервировать. В этой статье мы подробно разберем, как правильно переводить оборудование на консервацию, на какой срок это можно сделать, как начислять амортизацию и как быть с расходами, возникшими в результате такой консервации.

 


В нормативных документах по бухгалтерскому учету и законодательных актах по налогам и сборам нет четкого рецепта консервации основных средств (далее – ОС). Однако из сложившейся практики консервацию можно охарактеризовать как комплекс необходимых мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов при их временном бездействии. Таким образом, консервация - это не просто прекращение использования объекта по назначению, но и его поддержание в исправном состоянии, дабы в последующем была возможность начать опять использовать объект.
Самое важное, что консервация помогает сохранить основные характеристики объектов основных средств, необходимые для их эксплуатации в дальнейшем.

При консервации обязательно прекращается использование объектов основных средств, принимаются дополнительные меры для поддержания их в исправном состоянии, ограничивается доступ посторонних лиц к объекту основных средств, либо объект ОС помещается в специально отведенное для хранения место. Также чаще всего перед консервацией требуется специальная обработка объекта и демонтаж оборудования. А уже во время самой консервации сохраняемый объект необходимо периодически осматривать. И, как правило, на все эти цели организация несет дополнительные расходы.
Чаще всего консервации подвергается производственное оборудование. Но важно помнить, что организация не обязана консервировать нерентабельный или неиспользуемый объект, потому что расходы на саму консервацию могут во много раз превзойти убытки, которые возникли бы в случае, если консервацией фирма заниматься бы вовсе и не стала.
И в любой конкретной ситуации руководителю организации для того, чтобы принять решение о консервации, сначала необходимо оценить всю экономическую целесообразность подобной операции, потому что во многих случаях (например, когда характеристики объекта вообще сохранить нельзя, или когда качества основного средства остаются неизменными и без консервации) делать это просто нецелесообразно.
А также важно напомнить, что если организация не планирует использовать основное средство в будущем, то такой объект лучше всего ликвидировать, либо реализовать, но только не консервировать.
С чего же начинается консервация? А начинается она, безусловно, с выбора правильного рецепта, а именно -  с правильного документального оформления.
Надлежащее документальное оформление – одно из важнейших условий консервации. Ведь именно верно оформленные документы в дальнейшем помогут признать все затраты на консервацию при исчислении налога на прибыль.
Перевод объекта основных средств на консервацию прописан в п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и абсолютно одинаков и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Для консервации объекта основных средств необходимо, чтобы данное решение принял руководитель, издав при этом  приказ «О переводе объекта основных средств на консервацию».
Однако прежде чем руководитель примет данное решение и издаст приказ, инициатор перевода объектов ОС на консервацию должен написать заявку «На перевод объекта основных средств на консервацию». Данный документ составляется инициатором перевода основных средств на консервацию в случае, если объекты не используются из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля производства, неисправности оборудования и т.п.
Заявка составляется на имя руководителя, визируется главным бухгалтером и передается руководителю организации для вынесения решения о переводе объекта основных средств на консервацию. Форма заявки утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета. Также на основе данной заявки руководитель организации должен создать комиссию по переводу объекта основных средств на консервацию. При этом подписывается одноименный приказ руководителя.
В данную комиссию должны входить представители администрации, технических служб, руководства соответствующего подразделения, к которому относятся консервируемые объекты, бухгалтерии и экономических служб. В обязанности данных представителей входит:
1. освидетельствование объектов ОС;
2. оформление документов на консервацию;
3. оценка экономической целесообразности консервации ОС;
4. составление сметы затрат на содержание законсервированных объектов;
5. оценка технического состояния этих объектов при их последующей разконсервации.

 

Помимо комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию руководитель организации обязан создать также инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации основных средств, подлежащих консервации. При этом в обязательном порядке необходимо оформить Приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22).  Указанный приказ типовой унифицированной формы является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

После рассмотрения оформленных материалов по переводу объекта основных средств на консервацию, поступивших от предсе

дателя комиссии по переводу объекта ОС на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии,  издается приказ руководителя «О переводе объекта основных средств на консервацию».
В данном приказе указываются причины и основания для консервации объекта ОС, перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и сроки начала и окончания консервации. Если перечень количества имущества окажется очень большим, то оформляется отдельное приложение к приказу. Форма данного приказа утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.
После составления приказа руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию составляется акт «О переводе объекта ОС на консервацию».
Указанный акт является подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию и должен содержать: наименование основного средства, инвентарный номер объекта основных средств,  первоначальную стоимость, сумму начислен

ной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации. Форма акта утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Данный акт подписывается комиссией по переводу объекта основных средств на консервацию.
Помимо всего, в акте рассчитывается смета расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
Все расходы на содержание законсервированных объектов основных средств производятся на основании и в пределах сметы на эти цели, утвержденной руководителем организации.
Основными статьями расходов по смете могут являться:
- затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объекта, охраны и т.п.;
- отчисления во внебюджетные фонды;
- материалы, израсходованные на консервацию;
- услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т.п.);
- услуги сторонних организаций;
- прочие расх

оды.
_____________________________________________________________________________________________

 

Порядок перевода объекта основных средств на консервацию
1. Составить заявку на перевод объекта основных средств на консервацию и подписать ее (ответственным лицом в данном случае будет являться инициатор перевода ОС на консервацию).
2. Утвердить заявку у главного бухгалтера или уполномоченного им лица.
3. Направить завяку руководителю организации  для принятия решения о переводе объекта ОС на консервацию.
4. Создать комиссию по переводу объекта ОС на консервацию.
5. Создать инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации ОС, подлежащих консервации.
6. Провести инвентаризацию объектов ОС, подлежащих консервации.
7. Оформить (составить и подписать) заключение о консервации обекта ОС.
8. Оформить документы по переводу ОС на консервацию и передать на рассмотрение руководству.
9. Издать приказ руководителя о переводе объекта ОС на консервацию с указанием причин и оснований для консервации.
10. Оформить акт о переводе ОС на консервацию.
11. Сотставить смету расходов на содержание законсервированных объектов.
12. Зафиксировать данные о консервации в инвентарной карточке объекта ОС.

_____________________________________________________________________________________________


На основании письменного приказа руководителя организации о переводе объекта основных средств на консервацию и акта о переводе объекта ОС на консервацию бухгалтер помещает инвентарные карточки учета основных средств (форма N ОС-6) объекта, переведенного на консервацию, в отдельную картотеку – «Основные средства на консервации». По ним прекращается начисление амортизации на время установленного срока консервации, начиная с 1-го числа следующего месяца.
После того, как мы оформили все документы, необходимо правильно отразить все проведенные операции в бухгалтерском учете.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, в аренде, доверительном управлении, а также на консервации, предназначен счет 01 «Основные средства».
Переход в новое качество объекта учитывается обособленно в аналитике счета 01. Для этого открывается специальный субсчет «Основные средства, переведенные на консервацию».
Однако следует помнить! В  соответствии с Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н минимальный срок консервации основных средств составляет 3 месяца, максимальный же срок не установлен.
Если фирма планирует законсервировать основное средство на срок не более 3 месяцев, то амортизацию в бухгалтерском учете по такому объекту необходимо продолжать начислять. А вот если срок амортизации будет составлять более 3 месяцев, то начисление амортизации приостанавливается. Данный порядок установлен в п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 года N 26н).

 



 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены