Какие изменения внесены в порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности в 2009 году, как пособие рассчитывается сейчас? Отвечает Назарова Татьяна, юрист/специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определяются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон 255-ФЗ), а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 года N 375 (далее – Положение). Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 13-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» с 11 февраля 2009 года введено следующее правило: «в случае ухода за ребенком в возрасте до 15 лет, у которого онкологическое заболевание, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационаре». Ранее такой порядок выплаты пособия распространялся только на случаи, когда болезнь ребенка связана с поствакцинальным осложнением. Если у ребенка был рак, то пособие выплачивалось за период, не превышающий 90 дней в году. Кроме того, с 1 января 2009 года изменился минимальный размер оплаты труда, от которого зависит размер пособия для лиц, имеющих страховой стаж менее шести месяцев (п. 6 ст. 7 Закона 255-ФЗ). Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ) установлено, что с 1 января 2009 года размер МРОТ составляет 4 330 рублей в месяц. Также изменен и максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности – теперь он составляет 18 720 рублей (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»).
В остальном, порядок расчета пособия остался прежним. Право на пособия имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в соответствии со ст. 2 Закона 255-ФЗ. Размер пособия зависит от страхового (не непрерывного) стажа (ст. 7 Закона 255-ФЗ): застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
Если страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (п. 6 ст. 7 Закона 255-ФЗ, на сегодняшний день 4330 рублей). Для некоторых категорий граждан пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% вне зависимости от страхового стажа. Это: граждане, занятые на работах с химическим оружием (ст. 9 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ); граждане, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакцинальным осложнением (ст. 21 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ); работающие инвалиды войны (пп. 14 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ); доноры, сдавшие в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (ст. 10 Закона РФ от 9 июня 1993 года N 5142-I); лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-I); граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 14 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1). Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 Закона 255-ФЗ). Это правило также закреплено в п. 6 Положения. В заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 Закона 255-ФЗ). Пункт 2 Положения определяет, какие именно выплаты участвуют в расчете пособия. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в п. 8 и п. 9 Положения. После того, как определен средний дневной заработок, необходимо исчислить сумму дневного пособия. Размер дневного пособия исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 Закона 255-ФЗ. Для определения размера пособия по временной нетрудоспособности необходимо умножить размер дневного пособия на количество календарных дней нетрудоспособности.
Для получения более полной информации по вопросу расчета пособия по временной нетрудоспособности в системе ГАРАНТ рекомендуем ознакомиться с документами, полученными с помощью Базового поиска: СЛОВА В ТЕКСТЕ расчет пособия по больничному листу
Хотелось бы знать, какую максимальную выручку может иметь организация в 2009 году, находясь на упрощенной системе налогообложения?
Отвечает , юрист/руководитель группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС» В соответствии с п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) «если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям». Однако указанная сумма подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Приказом Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2008 года N 395 коэффициент-дефлятор на 2009 год установлен в размере 1,538. Причем, по разъяснениям Минфина, указанная величина уже включает в себя все ранее установленные коэффициенты-дефляторы (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 декабря 2008 года N 03-11-04/2/207 «Об определении величины предельного размера доходов, ограничивающей право налогоплательщика на применение УСН в 2009 году»). Таким образом, для того чтобы в 2009 году не утратить права на применение упрощенной системы налогообложения, при условии соблюдения прочих требований, предельный размер ваших доходов не должен превышать 30760 тысяч рублей.
Какой срок установлен для подачи уточненной декларации? Порядок внесения изменений в налоговую декларацию путем представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации установлен ст. 81 НК РФ. Причем, обязанностью это становится в случае, если обнаруженные в поданной декларации ошибки повлекли занижение суммы налога, подлежащей уплате. Если такого рода ошибки, неточности и прочие упущения налогоплательщика привели к переплате налога, то уточненную декларацию можно не подавать, поскольку внесение изменений в данном случае становится правом (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Представляя такую уточненную декларацию даже после истечения установленного срока подачи декларации, вы не нарушите срок. А вот что касается сроков представления «обязательной» уточненной декларации, то они делятся на три вида: - до истечения срока представления основной декларации по соответствующему налогу; - после истечения срока представления основной декларации; - после истечения срока представления основной декларации, но до истечения срока уплаты налога.
Ответственность за непредставление декларации будет только во втором и третьем случаях. Причем, п. 3 ст. 81 НК РФ предусматривает возможность освобождения от ответственности во втором случае, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения/неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Если же уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: 1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения/неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение/неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Итак, как видим, конкретный срок подачи уточненной налоговой декларации законодательно не установлен, но для предотвращения негативных последствий, налогоплательщику, обязанному представить такую декларацию, следует руководствоваться правилами ст. 81 НК РФ. Скажите, каким документом установлены сроки совершения разных действий сотрудниками ГИБДД при регистрации автомобиля? Очевидно, вас интересует Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств». Он утверждает Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2). Документом установлены новые правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России. Кроме того, в отдельном Административном регламенте определены сроки и последовательность действий должностных лиц ГИБДД при осуществлении соответствующих полномочий. Для регистрации транспортного средства физические лица теперь могут обращаться в любое регистрационное подразделение ГИБДД в своем субъекте Российской Федерации. Автомобиль при этом будет зарегистрирован по адресу, указанному в паспорте гражданина или в свидетельстве о регистрации по месту жительства. Автомобиль можно зарегистрировать по месту пребывания, отличному от места жительства, на период пребывания. При этом в заявлении собственник должен указать обстоятельства, не позволяющие зарегистрировать автомобиль по месту жительства. Впервые определены требования к помещениям регистрационных подразделений, где обслуживаются заявители. Так в помещениях устанавливаются стенды с «блок-схемой», наглядно объясняющей все процедуры. Если отделение обслуживает более 200 человек в день, то помещение должно быть оборудовано системой электронного управления очередью. Прием граждан может вестись в порядке общей очереди либо по предварительной записи по телефону. Регламентом четко регулируются сроки исполнения административных действий и периоды ожидания заявителя в очереди. В случаях, требующих дополнительных проверок, заявления разрешаются в срок до 30 суток со дня их поступления. Регистрационные подразделения должны представлять в налоговые органы сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрационного учета. Приказы МВД России, которыми ранее регулировались указанные правоотношения, признаны утратившими силу.
Должны ли мы платить взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на физическое лицо, работающее у нас по гражданско-правовому договору (например, по договору подряда)? Ответ на Ваш вопрос содержится в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Организация обязана уплачивать страховые взносы в случае, если соответствующее лицо подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По общему правилу, к таким лицам относятся (ст. 5): - физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; - физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Однако, есть и специальная норма, которая относит физическое лицо, выполняющее работу на основании гражданско-правового договора, к лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но только в случае, если организация, нанимающая данное лицо, обязуется в самом договоре (например, в договоре подряда) уплачивать страховые взносы. Таким образом, пока Ваша организация в рассматриваемом гражданско-правовом договоре сама для себя не установит обязанность уплачивать соответствующие взносы, она не должна будет их платить ввиду отсутствия лица, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Какой размер процентов можно относить на расходы по единственному займу или кредиту в 2009 году? До 01.01.2009 года действовало правило абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, согласно которому при отсутствии иных долговых обязательств, выданных российским организациям в том же квартале на сопоставимых условиях, расходами признавалась предельная величина процентов: - рассчитываемая, как увеличенная в 1,1 раза ставка рефинансирования ЦБР - при оформлении долгового обязательства в рублях; - равная 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В настоящее время указанный порядок не применяется, вернее, его действие приостановлено Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ с 1 января 2009 года до 31 декабря 2009 года. В период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом, несколько выше и: - равна увеличенной в 1,5 раза ставке рефинансирования Центрального банка РФ- при оформлении долгового обязательства в рублях; - равна 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Обратите внимание! Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года. Нужен московский документ о запрете проверки субъектов малого бизнеса в 2009 году. Такой документ действительно был принят. Это Указ Мэра Москвы от 10 февраля 2009 года N 8-УМ «Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году». В соответствии с Указом руководителям органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) необходимо: 1. Приостановить до конца 2009 года проведение плановых проверок в рамках регионального государственного контроля (надзора). 2. Выездные внеплановые проверки субъектов малого или среднего предпринимательства проводить только после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам), осуществляющим действия в области защиты прав потребителей, рекомендовано не проверять до конца 2009 года на территории города Москвы субъекты малого и среднего предпринимательства.
Этим же Указом утвержден Перечень органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора): 1. Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы. 2. Департамент имущества города Москвы. 3. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. 4. Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. 5. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. 6. Департамент образования города Москвы. 7. Департамент здравоохранения города Москвы. 8. Департамент земельных ресурсов города Москвы. 9. Департамент физической культуры и спорта города Москвы. 10. Департамент транспорта и связи города Москвы. 11. Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы 12. Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 13. Главное управление государственного финансового контроля города Москвы. 14. Государственная жилищная инспекция города Москвы. 15. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. 16. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. 17. Комитет ветеринарии города Москвы. 18. Объединение административно-технических инспекций города Москвы. 19. Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию радиоактивных отходов и охраны окружающей среды ГУП МосНПО «Радон». 20. Префектуры административных округов города Москвы. 21. Комитет государственного строительного надзора города Москвы. 22. Управы районов города Москвы. 23. Главное управление МЧС России по г. Москве.
Журнал "Система успеха" - апрель 2009 (№4) |