время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
На ваши вопросы отвечают юристы

 

 Может ли работодатель уволить работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, если работник достиг пенсионного возраста  и является опекуном несовершеннолетнего тринадцатилетнего ребенка?
Общие основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрены п. 4 ст. 77 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (далее – ТК РФ).
В данном случае речь идет о расторжении трудового договора по инициативе работодателя при сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Поэтому подобное увольнение будет правомерным, если работник не обладает преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата (ст. 179 ТК РФ).
Такое преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
В том случае, если работники обладают равной производительностью труда и квалификацией, то предпочтение отдается:
семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Обратите внимание, что и другие категории работников могут пользоваться преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, если данное основание предусмотрено коллективным договором.
В действующем законодательстве существует ряд специальных норм, которые также определяют преимущественное право на оставление на работе некоторых категорий граждан:
• п. 10 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
• п. 6 ст. 10, п. 5 ст. 23,  Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
ст. 8 Закона РФ от 15 января 1993 года N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
• п. 7 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Не исключена такая ситуация, когда одновременно несколько работников будут иметь преимущественное право  на оставление на работе по основаниям, предусмотренным ст. 179 ТК РФ. В данном случае принять ответственное решение должен работодатель, так как иного способа определить кандидата на сокращение законодательством не предусмотрено.
Не стоит забывать, что существует запрет на увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (абз. 6 ст. 81 ТК РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует норма, закрепляющая дополнительные права и гарантии пенсионеров-опекунов при сокращении численности или штата работников организации, которая могла бы наделить их преимущественным правом на оставление на работе. Но в то же время, пенсионеры-опекуны пользуются равными правами, предусмотренными ст. 179 ТК РФ, наряду с другими сотрудниками организации, в которой происходит сокращении численности или штата работников.
Для получения дополнительной информации в системе ГАРАНТ воспользуйтесь поиском по ситуации: сокращение штата\преимущества на оставление на работе.
 Также обратите внимание на следующий документ: Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 5 февраля 2007 года N 276-6-0


 Чем отменена обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации?
До 1 января 2007 года Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержал статью 21 Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливался Инструкцией ЦБР от 30 марта 2004 года N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».
Указанием ЦБР от 29 марта 2006 года N 1676-У «О внесении изменения в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» пункт 1.2 указанной Инструкции был изменен, а доля продажи валютной выручки стала равна нулю.

 

 К акту налоговой проверки приложен Протокол допроса свидетеля. Разве при проверке могут быть свидетели?
Могут. Участие свидетеля предусмотрено ст. 90 Налогового кодекса РФ (Часть первая от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ)  (далее - НК РФ).
Свидетелем может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Например, это работники проверяемой организации. Однако существует перечень лиц, привлекать которых к даче показаний нельзя. К ним относятся:
- лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года)).
Должностное лицо налогового органа обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Только после этого можно приступать к допросу. Ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении также предусмотрена Налоговым кодексом РФ – ст. 128. Так, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин вызываемого в качестве свидетеля лица влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. А неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, равно как и дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
Показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган или по иной причине, которую проверяющий сочтет уважительной.
Показания оформляются Протоколом, который должен быть прочитан и подписан свидетелем. Свидетель также может делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (ст. 99 НК РФ)

Тук-тук-тук... Я твой друг... (Е. Тюрина, «Московский бухгалтер»,
N 15, август 2008 год).

Практическая налоговая энциклопедия. Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 НК РФ (под ред. Брызгалина А.В. - 2003 - 2008 год).


 Какой нормативный акт регламентирует вопросы приватизации объекта недвижимости, арендуемого средним и малым бизнесом?
Рекомендуем Вам ознакомиться с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно данному закону субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено преимущественное право приобретать арендуемое ими недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
Для этого необходимо, чтобы организация арендовала имущество не менее 3 лет, арендная плата перечислялась вовремя и арендованная площадь не превышала установленные законами субъектов РФ предельные значения. В случае же, если до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений, то применяются предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 года Правительство Российской Федерации должно установить указанные предельные значения (ст. 9).
Недвижимость приобретается по рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком. Возможна рассрочка платежа, но до полной оплаты имущество останется в залоге. Срок рассрочки также устанавливается законами субъектов РФ. Если до января 2009 года срок установлен не будет, то действует правило ст. 9.
Преимущественное право выкупа не распространяется на имущество, переданное организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления и недвижимое имущество, которое ограничено в обороте. Таким правом также не смогут воспользоваться кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, предприниматели в сфере игорного бизнеса, нерезиденты РФ, а также лица, которые занимаются добычей и переработкой полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).
Также в законе установлено, в каких случаях малые и средние предприятия теряют право на выкуп имущества:
- если они отказались от заключения договора купли-продажи или договора о залоге;
- если они не подписали договор с продавцом по истечении 30 дней со дня получения ими предложения о покупке арендуемого помещения;
- в случае существенного нарушения условий договора купли-продажи.
Указанные положения будут действовать до 1 июля 2010 года.

Аннотация к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Преимущественное право на приватизацию (А. Блинов, А. Тюрина, «ЭЖ Вопрос-Ответ»,
N 9, сентябрь 2008 год).
Размер имеет значение (А. Блинов, А. Тюрина, «Малая бухгалтерия», N 5, июль-август 2008 год).


 Облагается ли налогом на добавленную стоимость отгрузка товаров в Казахстан в режиме экспорта. Есть ли соглашение между странами?
Между Россией и Казахстаном действительно заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (Астана, 9 октября 2000 года) (с изменениями от 15 сентября 2004 года). Ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан содержит следующее положение: «Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с национальным законодательством Сторон».
Таким образом, при реализации товаров на территорию Казахстана необходимо руководствоваться пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, предусматривающим, что товары, вывозимые с территории РФ, и помещенные в таможенный режим экспорта, облагаются НДС по нулевой ставке. Порядок подтверждения нулевой ставки изложен в ст. 165 НК РФ.

 

 Поясните, пожалуйста, на что стоит обратить внимание в связи с принятием Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Наиболее заметное изменение, ожидающее налогоплательщиков с 01 января 2009 года, касается налога на прибыль.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» снизил ставку налога на прибыль с 24 процентов до 20 за счет изменения ставки налога, уплачиваемого в федеральный бюджет. Вместо 6,5 процентов, как ранее, в этой части надо будет платить только 2,5 процента.
Изменения коснулись и авансовых платежей по налогу на прибыль. В частности, авансовые платежи за 4 квартал 2008 года рассчитываются исходя из фактически полученной прибыли, определяемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Возможность применения данного порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должна быть зафиксирована в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие такой порядок исчисления, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.
Закон также наделяет субъекты Российской Федерации правом самостоятельно регулировать ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). По решению соответствующих органов субъекта РФ ставка данного налога может быть снижена с 15 до 5 процентов.
Еще одно важное изменение касается физических лиц. Размер имущественного налогового вычета при приобретении/строительстве жилого дома/квартиры/комнаты  увеличен с 1 000 000 руб. до 2 000 000 руб.
Кроме того, изменения затронули вопросы начисления амортизации, оформления счетов-фактур, освобождения от НДС и еще многое другое, с чем рекомендуем ознакомиться самостоятельно, в том числе и при помощи системы Гарант, где Федеральный закон от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ уже размещен.
Более подробную информацию на эту тему смотрите на сайте ГК «ИРБиС» www.irbis-group.ru в статье Чирковой Екатерины - налогового консультанта Группы правового консалтинга (Изменения в налоговом кодексе с 01.01.2009). 


Журнал "Система успеха" - январь 2009 (№1)
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2017. Все права защищены