время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Новогодний подарок от Правительства
Новогодний подарок от Правительства

 

Чиркова Екатерина

Чиркова Екатерина,
ведущий налоговый консультант
Группы правового консалтинга ГК «ИРБиС»

 

 


 

 

 

Не успели мы вас ознакомить с одними изменениями  налогового законодательства, вступающими в силу с 1 января 2009 года, как Правительство РФ приняло еще ряд поправок. Причем если первые просто дополняли некоторые статьи или немного их меняли, то новые поправки коренным образом изменяют многие налоговые отношения. Ниже давайте попробуем подробно разобраться во всех «новшествах».


 
26 ноября 2008 года Президентом РФ был подписан закон № 224-ФЗ «О внесении изменений  в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Целью вносимого ряда изменений является и упрощение налоговой системы, и снижение налоговой  нагрузки в сложившихся условиях экономического кризиса, и, в конечном итоге, создание благоприятного инвестиционного климата для развития отечественного производства.
Что же именно изменилось в Налоговом кодексе в результате внесения поправок? Чтобы было наиболее понятно, давайте рассмотрим все изменения по порядку.


1. Закон № 224-ФЗ изменяет порядок введения в действие норм Налогового кодекса.
 
Так, отменен обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика – теперь они будут вступать в силу с момента опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ). Причем данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 года.

2. Перерасчет налоговых обязательств.

Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибки в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Таким образом, уточненная декларация подается в текущем налоговом периоде за период, в котором были совершены указанные ошибки. С 1 января 2010 года данная статья будет дополнена е

ще одним уточнением, в соответствии с которым «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к  излишней уплате налога».

3. Списание безнадежных налогов.

В соответствии с законом, суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае, если на момен

т принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании банки, где уплачивались эти налоги, были ликвидированы (п.3 ст. 59 НК РФ).
 
4. Полномочия министра финансов.


Есть и еще одна немаловажная поправка, которая наделила министра финансов РФ правом предоставлять отсрочку до 5 лет по уплате федеральных налогов на сумму задолженности свыше 10 млрд. рублей. Это право дается министру на год до конца 2009 года. Теперь отсрочки будут предоставляться предприятиям, если уплата налогов создаст тяжелые условия для них вплоть до угрозы существованию.

В части федеральных налогов министр может сам принимать решения, а по вопросу налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, - по согласованию с финансовыми властями регионов. «Отсрочка или рассрочка

может быть предоставлена при условии, что размер задолженности организации на первое число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд. рублей и ее единовременное погашение создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий», - говорится в тексте поправки.
Решение об отсрочке или рассрочке по части единого социального налога, которая зачисляется в государственные внебюджетные фонды, должна согласовываться с этими фондами.
Организации, претендующей на получение отсрочки и рассрочки, следует обратиться в Министерство финансов РФ с заявлением, к которому необходимо приложить следующие документы:

1)    справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2)    предполагаемый график погашения задолженности;

3)    документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4)    письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих

налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

«На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или рассрочке, подлежат начислению проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки», - отмечается в поправке. Кроме того, отсрочка или рассрочка могут предоставляться без обеспечения (ст. 64.1 НК РФ).


5.  Наконец-то решен проблемный вопрос с приостановлением операций по счетам в банках.
 
Ранее очень часто встречалась ситуация, когда суд отменяет решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банках, а налоговая сообщает об этом в банк с большим запозданием. В результате фирма просто не может функционировать и несет колоссальные убытки. Теперь с 1 января 2010 года «решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующем о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения».

За нарушение данного порядка работников налоговых органов даже штрафуют. Так статья 76 НК РФ дополнена п. 9.1, в соответствии с которым: «В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока».

Для данных расчетов процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке (п.9.2 ст. 76 НК РФ).

6. Налоговые проверки.

С целью защиты интересов налогоплательщика с 1 января 2009 года уточнен и порядок проведения налоговых проверок – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком именно налоговой декларации, а не иных документов (как это было ранее).

Статья 88 НК РФ также дополнена п. 9.1. В соответствии с этим пунктом, «в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика».
Уточнен и срок вручения акта налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Теперь данный документ должен быть вручен в течение 5 дней с даты этого акта.
Преобразилась и ст. 101 НК РФ. В соответствии с новым законом, при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Введена новая норма, не допускающая использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ. Если документы о деятельности налогоплательщика представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы не считаются пол

ученными с нарушением НК РФ.
 
7. Немаловажно и то, что с 1 января 2009 года увеличен ряд штрафов.

Так, увеличен штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет. Теперь он составляет 40 тысяч рублей (ранее – 20 000).
Увеличен штраф до 20 000 рублей (ранее 10 000) и за открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему а

двокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ст. 132 НК РФ).

8. Изменения, направленные на совершенствование порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Освобождены от обложения НДС:

• реализация на территории РФ лома и отходов черных металлов по аналогии с ломом и отходами цветных металлов (ст. 149 НК РФФ);
•    ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (ст. 150 НК РФ);
• реализация товаров, работ и услуг, осуществляемая лечебно-производственными мастерс

кими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Помимо этого, дополнена и статья 161 НК РФ. Так, при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.

При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателям

и. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
Также с 1 января 2009 года у покупателя, перечислившего аванс, появилось право на вычет НДС, корреспондирующее с обязанностью продавца заплатить НДС с аванса (п. 12 ст. 171 НК РФ). Однако такое решение проблемы НДС с аванса для большинства компаний вряд ли существенно снизит величину налоговых обязательств по НДС у покупателя (чаще всего аванс внутри квартала закрывается отгрузкой). А вот то, что новый порядок приводит к усложнению документооборота, сомнений не вызывает.

Теперь, получив аванс, продавец должен выставлять в адрес покупателя счет-фактуру в течение пяти календарных дней с даты получения предоплаты, ранее такие требования были установлены только для реализации товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ). Специальные требования к реквизитам такого счета-фактуры прописали в пункте 5.1 статьи 169 НК РФ. Покупатель, как и прежде, предъявляет НДС к вычету с суммы приобретенных товаров, работ, услуг. Чтобы вычет не задваивался, в том квартале, в котором суммы налога подлежат вычету, ранее принятый к вычету НДС с аванса нужно восстановить, то есть увеличить общую сумму начислений по налогу (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Таким образом, получается, что в ситуации, когда предоплата и отгрузка приходятся на один квартал, покупатель вместо одной записи в книги покупок должен сделать две записи в этой книге и еще одну (на восстановление НДС) – в книге продаж. Если предоплата перечислялась частями, бумажной работы еще прибавится.
Изменился и порядок уплаты НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Если ранее вычет сумм НДС производился по мере уплаты в бюджет НДС, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, то с 1 января 2009 года вычет производится на момент определения налоговой базы (последнее число каждого налогового периода).
Для сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вст

упления в силу поправок, подлежат вычетам в порядке, действовавшем до дня вступления в силу поправок.
В целях упрощения порядка подтверждения права на получение возмещения НДС при вывозе товаров налогоплательщику предоставляется право представлять в налоговые органы не грузовую таможенную декларацию, а реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении экспортируемых товаров или о фактически вывезенных товарах с необходимыми отметками таможенного органа.
Также в целях поддержки экспортеров продлен на 90 дней срок представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС.
Закон закрепляет за налоговым органом право по итогам проверки налоговой декларации выносить два самостоятельных решения по возмещению НДС: одно в отношении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа нет спора, а другое – в отношении той суммы, по которой у налогоплательщика и налогового органа имеется спор. Это позволит налогоплательщику своевременно получать возмещение налога по бесспорным суммам.

9. С 1 января 2009 года при взаимозачете не требуется перечислять НДС деньгами.


Если раньше при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при расчетах с помощью ценных бумаг сумма НДС уплачивалась налогоплательщику на основании платежного поручения, то с этого года данное требование отменилось, т.е. денежное перечисление НДС при безденежных формах расчетов не требуется.
 
10. Увеличен имущественный вычет.

Новые поправки облегчили жизнь не только предпринимателям, но и миллионам граждан, приобретающим жилье.
Федеральным законом № 224-ФЗ увеличился в два раза – с 1 млн. руб. до 2 млн. руб. – размер налогового вычета для граждан, покупающих жилье. И теперь российские работающие граждане при покупке квартиры экономят на налоге с доходов физических лиц не 130 тысяч рублей, как раньше, а 260 тысяч. Причем, в порядке исключения, поправка в Налоговый кодекс позволяет использовать этот механизм задним числом, то есть всем, кто купил жилье с 1 января 2008 года (ст.220 НК РФ).

11.  Амортизация и амортизационная премия.

Для стимулирования инновационного развития предприятий также было принято решение увеличить величину амортизационной премии с 10% до 30% для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, т.е. для тех основных средств, которые входят в 3 – 7 амортизационные группы.
Приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Новые поправки в Налоговый кодекс коснулись и тех правоотношений, которые ранее вообще не были регламентированы. Так, нематериальные активы теперь включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с НК РФ. По амортизируемому имуществу (здания, сооружения, передаточные устройства, входящие в восьмую – десятую амортизационные группы), амортизация начисляется отдельно по каждому объекту имущества в соответствии со сроком его полезного использования.

Если организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, применяет к нормам амортизации коэффициенты, то амортизируемое имущество формируют подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно.
Все правила создания или ликвидации группы, увеличения или уменьшения суммарного баланса группы распространяются на такие подгруппы, и к ним применяется норма амортизации, уточненная с помощью повышающего (понижающего) коэффициента.
Применение к нормам амортизации амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования такого имущества.
При этом амортизационные подгруппы по амортизируемому имуществу, к нормам, амортизации которых применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, формируются в составе амортизационной группы исходя из определенного классификацией, Правительства РФ, срока полезного использования без учета его увеличения (уменьшения).
Если ранее амортизируемое имущество принималось на учет по первоначальной стоимости, то с 1 января 2009 года налогоплательщик имеет право включать в состав расходов капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой   амортизационным   группам):
•    первоначальной стоимости основных средств (за исключением   полученных безвозмездно);
•    расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического   перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие основные средства после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом суммы капитальных вложений из первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) таких сумм.
В случае реализации ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения в   эксплуатацию основных средств, в отношении которых   были   применены капитальные   вложения, суммы учтенных расходов, подлежат восстановлению и включению в   налоговую базу по налогу. Причем, данная норма применяется к основным   средствам, введенным в   эксплуатацию   начиная с 1 января 2008 года.
До 1 января 2009 года ликвидируемой организацией амортизация уже не начислялась с первого числа того месяца, в котором в установленном порядке завершена реорганизация.  В виду новых поправок, с 1 января 2009 года амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация.
Также с 1 января 2009 года больше нельзя воспользоваться специальным коэффициентом при расчете амортизации. По легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых составляет более 600 000 и 800 000 руб. соответственно, амортизация теперь начисляется в обычном порядке без применения установленного ранее понижающего коэффициента 0,5. В новой статье 259.3 Налогового кодекса РФ, где перечислены специальные коэффициенты, применяемые к норме амортизации, о данном понижающем коэффициенте более ничего не говорится.
Если ранее нельзя было в течение всего периода амортизации объекта основных средств менять метод начисления амортизации, то с 1 января 2009 года такая возможность налогоплательщику предоставлена. Налогоплательщик вправе переходить с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (ст. 258 НК РФ).

12. Налог на прибыль организаций.

И, конечно же, самой важной поправкой в Налоговом кодексе является то, что, наконец-то снижена ставка налога на прибыль с 24 % до 20%. Это сокращение произойдет за счет той части налога, которая зачислялась в федеральный бюджет. Региональная составляющая налога теперь составляет – 18 %, а вот в федеральный бюджет будет поступать только 2 % налога на прибыль (п. 1 ст. 269 НК РФ).


Изменился и порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате начиная с четвертого квартала 2008 года, по желанию налогоплательщика, может быть исчислена исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации.

Налогоплательщики, решившие уплачивать налог по фактической прибыли, обязаны уведом

ить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю (ст. 27.1 НК РФ).
Возможность исчисления налогоплательщиками ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли предусмотрена пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако переход на такой порядок исчисления авансовых платежей Налоговый кодекс разрешает только с начала налогового периода.

Изменение налогоплательщиком применяемого порядка исчисления авансовых платежей не снимает с него обязанностей по составлению и представлению в налоговый орган налоговых деклараций за отчетные периоды.
Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из фактически полученной прибыли, исчисленной  нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

 


13. Еще одна часть налоговых поправок, вступающих в силу с 1 января 2009 года, касается малого бизнеса.

Согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ региональные власти наделены правом снижать ставку налога для предприятий, применяющих УСН, с 15 до 5 % от разницы между доходами и расходами компаний. Предлагается дифференцировать ставку в зависимости от вида бизнеса и других показателей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2009 года налогоплательщикам, применяющим УСН, разрешается ежегодно менять объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря предшествующего года. В течение налогового периода менять объект налогообложения запрещено.


14. Проценты по долговым обязательствам.


С 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 изменяются предельные ставки при исчислении про

 

центов по долговым обязательствам, которые признаются расходами налогоплательщика. Для долговых обязательств, исчисленных в рублях, ставка рефинансирования ЦБ  РФ  увеличивается в 1,5 раза, а в иностранной валюте -

по ставке 22 процента, что позволит сократить разрыв между ставкой рефинансирования ЦБ РФ и ставками по коммерческим кредитам и позволит сократить финансовые затраты организаций (п. 3 ст. 59 НК РФ).
До внесения поправок эти нормативы были равны соответственно ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза и 15 процентам годовых. Таким образом, теперь компании могут сразу же пересчитать сумму процентов по кредитам, которые были включены в доходы в сентябре, октябре, ноябре и декабре 2008 года.

Безусловно, все эти поправки, вносимые в Налоговый кодекс, позволяют снизить налоговую нагрузку и улучшить налоговое администрирование в Российской Федерации. Теперь самое главное - правильно разобраться со всеми нововведениями  в налоговом законодательстве и вести свою деятельность с учетом данных поправок.

 

 

декабрь 2008

_______________________________

Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Группу правовых процедурных услуг Центра налогового и правового консультирования по тел. 225-0102

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены