время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Архив мониторингов arrow Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2009 г. N 3-П
Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2009 г. N 3-П

 

По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области

                         Именем Российской Федерации

     Конституционный    Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего  -  судьи   С.П. Маврина,   судей     Н.С. Бондаря,
Г.А. Гаджиева,   С.Д. Князева,   А.Л. Кононова,       Л.О. Красавчиковой,
Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
     с участием судьи  Автозаводского  районного  суда  города   Тольятти
Самарской области С.Б. Клюева, постоянного представителя Государственной
Думы  в  Конституционном  Суде  Российской  Федерации    А.Н. Харитонова,
представителя   Совета   Федерации   -   доктора         юридических наук
Е.В. Виноградовой,  полномочного  представителя  Президента    Российской
Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,
     руководствуясь  статьей  125  (часть  4)  Конституции     Российской
Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3,
пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 86, 101, 102  и    104
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде   Российской
Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о  проверке   конституционности
части 1 статьи  5  Федерального  закона  "Об  обеспечении    пособиями по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих
обязательному социальному страхованию".
     Поводом к рассмотрению дела явился запрос Автозаводского   районного
суда города Тольятти Самарской области. Основанием к  рассмотрению   дела
явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли
Конституции Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.
     Заслушав  сообщение  судьи-докладчика   Ю.Д. Рудкина,     объяснения
представителей   сторон,   выступления   полномочного       представителя
Правительства Российской Федерации  в  Конституционном  Суде   Российской
Федерации М.Ю. Барщевского, приглашенных в заседание представителей:   от
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Т.В. Юрьевой, от Верховного Суда Российской  Федерации  -   заместителя
Председателя Верховного Суда  Российской  Федерации  В.Н. Соловьева,  от
Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Васильевой, от   Фонда
социального страхования Российской Федерации - Г.А. Орловой,   исследовав
представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации установил:
     1. В соответствии с частью 1 статьи 5  Федерального  закона  от  29
декабря 2006  года  N 255-ФЗ  "Об  обеспечении  пособиями  по   временной
нетрудоспособности,  по  беременности  и  родам   граждан,     подлежащих
обязательному   социальному   страхованию"   пособие   по    временной
нетрудоспособности  выплачивается  гражданам,  подлежащим   обязательному
социальному страхованию, в случаях утраты  трудоспособности    вследствие
заболевания или травмы, необходимости  осуществления  ухода  за   больным
членом семьи, карантина застрахованного лица либо ребенка в возрасте до 7
лет  или  другого  члена  семьи,  признанного  в  установленном   порядке
недееспособным, осуществления протезирования по медицинским показаниям в
стационарном    специализированном    учреждении,           долечивания в
санаторно-курортных  учреждениях  непосредственно  после    стационарного
лечения.
     Со ссылкой на приведенные законоположения мировой  судья   судебного
участка N 1 Автозаводского  района  города  Тольятти  Самарской   области
отказал в удовлетворении исковых требований гражданина  М.А. Ермолова   о
взыскании пособия по временной нетрудоспособности к  ОАО  "АВТОВАЗ",   не
оплатившему выданный истцу в связи с болезнью и стационарным лечением его
супруги Е.Г. Ермоловой листок нетрудоспособности по  уходу  за   здоровым
ребенком (сыном в  возрасте  одного  года).  Свой  отказ  мировой  судья
мотивировал тем, что законом установлен исчерпывающий  перечень   случаев
обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности,
и осуществление отцом ухода за здоровым ребенком в связи с болезнью   его
матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, в число таких случаев
не входит.
     Автозаводский районный суд города  Тольятти  Самарской    области, в
производстве которого находится апелляционная  жалоба  М.А. Ермолова   на
решение мирового судьи, просит признать не  соответствующей   Конституции
Российской Федерации часть 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении
пособиями по  временной  нетрудоспособности,  по  беременности  и   родам
граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", которая,   по
мнению заявителя, не предусматривая - в отличие от ранее   действовавшего
регулирования - выплату пособия по временной нетрудоспособности отцу (или
другому члену семьи) ребенка в возрасте до полутора лет в случае болезни
матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, лишает тем самым отца
ребенка равного с матерью права на воспитание и заботу о детях (статьи 38
и 39 Конституции Российской Федерации), а также - в нарушение статьи   55
(часть 2) Конституции  Российской Федерации -  отменяет  право  отца  на
социальное обеспечение для воспитания детей, которое было  закреплено   в
нормативных  правовых  актах  Союза  ССР,  т.е. до  принятия   названного
Федерального закона.
     Таким образом, часть 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении
пособиями по  временной  нетрудоспособности,  по  беременности  и   родам
граждан,  подлежащих  обязательному  социальному  страхованию"   является
предметом рассмотрения Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
настоящему делу постольку, поскольку ею не предусматривается возможность
назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности  отцу   (или
другому члену семьи) ребенка в возрасте до полутора лет в случае болезни
матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком.
     2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства,  устанавливаются  государственные  пособия  и  иные     гарантии
социальной защиты (статья 7, часть  2);  материнство  и  детство,   семья
находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное
право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
     Право детей  на  особую  заботу  и  помощь  провозглашено   Всеобщей
декларацией прав человека и наряду с принципом  приоритета  интересов  и
благосостояния  детей  во  всех  сферах  жизни  государства    закреплено
Конвенцией о правах ребенка  (одобрена  Генеральной  Ассамблеей    ООН 20
ноября  1989  года),  установившей,   что   родители   несут   основную
ответственность за воспитание  и  развитие  ребенка,  интересы   которого
являются предметом их основной заботы, и  что  государства  -   участники
Конвенции в целях содействия реализации изложенных в  ней  прав   ребенка
оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь, в  том   числе
через систему  социального  обеспечения  и  социального    страхования, в
выполнении  ими  своих  обязанностей  по  воспитанию  детей  и   созданию
соответствующих материальных условий для их развития (статьи  18,  26  и
27).
     Ориентируя  национальное  законодательство  в  области   социального
обеспечения   на   создание   соответствующих   правовых      механизмов,
Международная организация труда считает необходимым принимать во внимание
потребности работающих граждан, члены семей которых нуждаются в уходе, с
тем чтобы эти  граждане  могли  осуществлять  свое  право  на    труд, не
подвергаясь дискриминации  и,  насколько  возможно,  гармонично   сочетая
профессиональные и семейные обязанности (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи
3, статьи 4 и 9 Конвенции МОТ 1981 года  N 156  "О  равном    обращении и
равных  возможностях  для  трудящихся  мужчин  и  женщин:    трудящиеся с
семейными обязанностями").
     3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому   социальное
обеспечение  по  возрасту,  в  случае  болезни,  инвалидности,   потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных   законом
(статья 39, часть 1).
     Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему статьями   71
(пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции
Российской Федерации полномочия, определил случаи (социальные   страховые
риски), с которыми  связано  осуществление  гражданами   конституционного
права на социальное  обеспечение  в  системе  обязательного   социального
страхования, и установил в рамках специального  правового   регулирования
соответствующих отношений принципы, правила и особенности различных видов
обеспечения по обязательному социальному страхованию.
     3.1.  Страховое  обеспечение   в   виде   пособия   по   временной
нетрудоспособности предоставляется, согласно Федеральному закону  от   16
июля  1999  года  N 165-ФЗ  "Об   основах   обязательного     социального
страхования", при наступлении такого социального страхового  риска,   как
временная нетрудоспособность (подпункт 2 пункта 1 статьи 7,  подпункт   5
пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием
определяются Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по   временной
нетрудоспособности,  по  беременности  и  родам   граждан,     подлежащих
обязательному социальному страхованию".
     Часть  1  статьи  5  названного  Федерального  закона,    содержащая
исчерпывающий перечень случаев, при наступлении  которых   осуществляется
обеспечение  пособием  по   временной   нетрудоспособности,     связывает
возможность его выплаты либо с болезнью самого застрахованного лица   или
членов его семьи,  либо  с  осуществлением  специальных   ограничительных
(карантин)  или  реабилитационных  в  отношении  застрахованного   лица
(протезирование   и    санаторно-курортное    лечение)       мероприятий,
обусловливающих необходимость его освобождения  от  выполнения   трудовых
обязанностей.   Ее   положения,   определяющие   во         взаимосвязи с
соответствующими положениями  Трудового  кодекса  Российской   Федерации,
федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования" и
"О  государственных  пособиях  гражданам,  имеющим  детей"     содержание
временной  нетрудоспособности  как  социального  страхового     риска, не
предназначены для предоставления обеспечения по обязательному социальному
страхованию в случае наступления других социальных страховых рисков.
     Осуществление  ухода  за  малолетним  ребенком  -    самостоятельный
страховой случай, представляющий  собой  реализацию  такого   социального
страхового риска, как материнство, который охватывает также беременность
и рождение ребенка и которому, согласно Федеральному закону "Об   основах
обязательного социального страхования" (подпункт 4 пункта  1  статьи   7,
подпункты 7, 8, 10 и 11 пункта 2 статьи 8), соответствуют следующие виды
обеспечения  по  обязательному  социальному  страхованию:      пособие по
беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях  в  ранние  сроки  беременности,   единовременное
пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие  по  уходу   за
ребенком до достижения им возраста полутора лет.
     Порядок предоставления этих пособий урегулирован Федеральным законом
"Об  обеспечении  пособиями   по   временной       нетрудоспособности, по
беременности  и  родам  граждан,  подлежащих  обязательному   социальному
страхованию" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей", закрепляющим в  статьях  13  и  14  право  на   получение
ежемесячного пособия по уходу за ребенком до  достижения  им     возраста
полутора  лет  как  матерью  ребенка,  так  и  его  отцом     либо другим
родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в
отпуске по уходу за ребенком, на который эти лица  имеют  право  в   силу
статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
     Таким  образом,  право  на  освобождение  от  выполнения    трудовых
обязанностей в связи с необходимостью ухода за  ребенком,  не   достигшим
полутора лет, равно как и право на социальное обеспечение в этот период,
которые указанные  лица  имели  в  соответствии  с  ранее   действовавшим
правовым регулированием в сфере государственного социального страхования,
были сохранены. Ограничение же случаев обеспечения пособием по временной
нетрудоспособности,  обусловленное  целевым  назначением  данного    вида
страхового обеспечения в системе обязательного социального   страхования,
не может рассматриваться как ущемляющее конституционные права на заботу о
детях  и  на  социальное  обеспечение  для  воспитания  детей,    которые
реализуются в  рамках  другого  вида  социального  обеспечения,   целевое
назначение которого -  компенсировать  утрату  заработка,   обусловленную
рождением и воспитанием ребенка, осуществлением надлежащей заботы о нем.
     Данное  регулирование  осуществлено  федеральным     законодателем в
пределах его дискреционных полномочий  и  согласуется  с   конституционно
значимыми целями обязательного социального страхования, направленного на
компенсацию или минимизацию для работающих граждан последствий изменения
их  материального  положения  в  связи  с  наступлением   предусмотренных
законодательством  Российской  Федерации  социальных  страховых   рисков,
каждому из которых соответствует определенный вид страхового обеспечения
(часть третья статьи 1, пункт 1 статьи 8 Федерального закона "Об основах
обязательного социального страхования").
     3.2. Изменение правового  регулирования  обеспечения  пособиями  по
временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком предполагает наличие
такого правового механизма, который позволял бы отцу  ребенка  в   случае
болезни  матери,  находящейся  в  отпуске  по  уходу  за        ребенком,
беспрепятственно  реализовать  предусмотренную  статьей  256    Трудового
кодекса Российской Федерации возможность  самому  использовать  на   этот
период  отпуск  по  уходу  за  ребенком   и   тем   самым   осуществить
гарантированные статьями  38  (часть  2)  и  39  (часть  1)   Конституции
Российской  Федерации  права  на  заботу  о  ребенке  и  на    социальное
обеспечение  в  связи  с  воспитанием  детей.   При   этом,   поскольку
одновременное предоставление отпуска по  уходу  за  ребенком   нескольким
членам семьи исключается, переход права на использование отпуска по уходу
за ребенком и, соответственно, на назначение и выплату пособия по   уходу
за ребенком  должен  происходить  посредством  максимально    удобных для
родителей ребенка процедур.
     Как следует из пунктов 50 и 51 Положения  о  назначении  и   выплате
государственных   пособий   гражданам,   имеющим   детей      (утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года
N 865), основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу
за ребенком является решение работодателя о  предоставлении  отпуска   по
уходу за ребенком, для принятия которого наряду  с  другими   документами
должна быть представлена справка с места работы (учебы,  службы)   матери
(отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они)  не   использует
указанный отпуск и не получает пособия.
     По  сложившейся  к  настоящему  моменту  практике    применения этих
предписаний, заболевшей  матери,  находящейся  в  отпуске  по    уходу за
ребенком, необходимо обратиться к своему  работодателю  с    заявлением о
прекращении отпуска; на основании  этого  заявления  должен  быть   издан
соответствующий приказ, а матери ребенка выдана справка,   подтверждающая
данный факт, что дает отцу ребенка право требовать от своего работодателя
предоставления отпуска по уходу за ребенком с выплатой пособия по   уходу
за ребенком.
     Такая процедура, сама по себе требующая организационных и временных
затрат, в ряде случаев не может быть доведена до  завершения   (например,
если мать тяжело больна  или  находится  на  лечении  в    стационаре) и,
следовательно, не может гарантировать в  полной  мере  защиту   интересов
семьи  и  ребенка,  что,  в  свою   очередь,   означает     невозможность
осуществления в полном объеме конституционных прав на заботу о детях и их
воспитание, а также на социальное обеспечение для воспитания детей.   Это
предполагает  необходимость  дальнейшего  совершенствования     правового
регулирования с целью максимального упрощения процедуры оформления  -   в
случае болезни матери, находящейся в отпуске по  уходу  за    ребенком, -
отцом ребенка (другим родственником) отпуска по уходу за ребенком на этот
период и назначения полагающегося ему в таком случае  в  соответствии  с
законом пособия по обязательному социальному страхованию.
     Исходя из изложенного и  руководствуясь  частями  первой  и   второй
статьи  71,  статьями  72,  74,  75,  79,   80   и   100   Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде  Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
     1. Признать не противоречащей Конституции Российской Федерации часть
1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении  пособиями  по   временной
нетрудоспособности,  по  беременности  и  родам   граждан,     подлежащих
обязательному социальному страхованию", поскольку  содержащимися  в   ней
положениями - в системе  действующего  правового  регулирования  -   отец
ребенка не лишается равного с матерью права на воспитание детей, а также
права на социальное обеспечение для воспитания детей,  осуществляемое   в
том числе посредством предоставления пособия по обязательному социальному
страхованию.
     2. Настоящее Постановление окончательно, не  подлежит   обжалованию,
вступает   в   силу   немедленно   после   провозглашения,   действует
непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими       органами и
должностными лицами.
     3. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного    закона "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее    Постановление
подлежит  незамедлительному  опубликованию  в  "Российской      газете" и
"Собрании законодательства Российской Федерации".  Постановление   должно
быть опубликовано также в  "Вестнике  Конституционного  Суда   Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены