время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Архив мониторингов arrow Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов


     Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года
     Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

     Статья 1
     1.  Настоящий   Федеральный   закон   устанавливает       правовые и
организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов  в  целях  выявления  в  них
коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
     2.  Коррупциогенными  факторами  являются  положения     нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для
правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность
необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения,
содержащие  неопределенные,  трудновыполнимые  и  (или)   обременительные
требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия   для
проявления коррупции.

     Статья 2
     Основными  принципами  организации  антикоррупционной     экспертизы
нормативных  правовых  актов  (проектов  нормативных  правовых     актов)
являются:
     1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы   проектов
нормативных правовых актов;
     2) оценка нормативного правового  акта  во  взаимосвязи  с   другими
нормативными правовыми актами;
     3)  обоснованность,  объективность  и  проверяемость     результатов
антикоррупционной  экспертизы  нормативных  правовых  актов     (проектов
нормативных правовых актов);
     4)  компетентность  лиц,  проводящих  антикоррупционную   экспертизу
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
     5) сотрудничество федеральных органов исполнительной  власти,   иных
государственных органов и организаций,  органов  государственной   власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица)   с
институтами  гражданского  общества  при  проведении    антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых  актов  (проектов  нормативных   правовых
актов).

     Статья 3
     1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов) проводится:
     1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии  с   настоящим
Федеральным законом и  Федеральным  законом  "О  прокуратуре   Российской
Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации
порядке и  согласно  методике,  определенной  Правительством   Российской
Федерации;
     2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции -   в
соответствии с настоящим  Федеральным  законом,  в  порядке  и   согласно
методике, определенным Правительством Российской Федерации;
     3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии
с настоящим Федеральным законом, в порядке,  установленном   нормативными
правовыми  актами  соответствующих  федеральных  органов   исполнительной
власти,   иных   государственных   органов   и       организаций, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов   местного
самоуправления,  и  согласно  методике,   определенной     Правительством
Российской Федерации.
     2.  Прокуроры  в  ходе  осуществления  своих  полномочий    проводят
антикоррупционную  экспертизу  нормативных  правовых   актов     органов,
организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
     2) государственной и муниципальной собственности, государственной и
муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового,  таможенного,   лесного,
водного,     земельного,     градостроительного,         природоохранного
законодательства,   законодательства   о   лицензировании,     а    также
законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций,
фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании
федерального закона;
     3)   социальных   гарантий   лицам,    замещающим       (замещавшим)
государственные или муниципальные должности,  должности   государственной
или муниципальной службы.
     3.  Федеральный  орган  исполнительной  власти  в  области   юстиции
проводит антикоррупционную экспертизу:
     1)  проектов  федеральных  законов,  проектов  указов     Президента
Российской Федерации и проектов постановлений  Правительства   Российской
Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной   власти,
иными государственными органами и организациями,  -  при  проведении  их
правовой экспертизы;
     2) проектов концепций и технических заданий на разработку   проектов
федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты
федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;
     3) нормативных правовых актов  федеральных  органов   исполнительной
власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права,
свободы и обязанности человека и  гражданина,  устанавливающих   правовой
статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов
муниципальных образований и  муниципальных  правовых  актов  о   внесении
изменений в уставы муниципальных образований -  при  их   государственной
регистрации;
     4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -   при
мониторинге их применения.
     4.   Органы,   организации,   их   должностные         лица проводят
антикоррупционную экспертизу принятых  ими  нормативных  правовых   актов
(проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  их    правовой
экспертизы и мониторинге их применения.
     5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения   в
нормативных  правовых  актах  (проектах  нормативных  правовых     актов)
коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится
к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

     Статья 4
     1. Выявленные в нормативных правовых  актах  (проектах   нормативных
правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
     1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового   акта
или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством Российской Федерации;
     2) в  заключении,  составляемом  при  проведении   антикоррупционной
экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3   настоящего
Федерального закона (далее - заключение).
     2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и
в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом   акте
(проекте  нормативного  правового  акта)  коррупциогенные       факторы и
предложены способы их устранения.
     3. Требование прокурора об изменении  нормативного  правового   акта
подлежит   обязательному   рассмотрению   соответствующими       органом,
организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со
дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом,
организацией  или  должностным  лицом,  которые  издали  этот    акт,   в
соответствии  с  их  компетенцией.  Требование  прокурора  об   изменении
нормативного   правового   акта,   направленное   в       законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти  субъекта   Российской
Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит
обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа
и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в
соответствии с его компетенцией.
     4. Требование прокурора об изменении  нормативного  правового   акта
может быть обжаловано в установленном порядке.
     5.  Заключение  носит   рекомендательный   характер   и   подлежит
обязательному рассмотрению соответствующими  органом,  организацией   или
должностным лицом.
     6. Разногласия,  возникающие  при  оценке  указанных  в   заключении
коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.

     Статья 5
     1. Институты гражданского общества  и  граждане  могут  в   порядке,
предусмотренном нормативными правовыми актами Российской  Федерации,   за
счет  собственных  средств  проводить   независимую     антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых  актов  (проектов  нормативных   правовых
актов).
     2.  В  заключении  по  результатам  независимой    антикоррупционной
экспертизы должны быть указаны выявленные в  нормативном  правовом   акте
(проекте  нормативного  правового  акта)  коррупциогенные       факторы и
предложены способы их устранения.
     3.  Заключение  по   результатам   независимой     антикоррупционной
экспертизы носит  рекомендательный  характер  и  подлежит   обязательному
рассмотрению органом, организацией или должностным  лицом,  которым   оно
направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По   результатам
рассмотрения  гражданину  или  организации,   проводившим     независимую
экспертизу, направляется мотивированный ответ, за  исключением   случаев,
когда  в  заключении  отсутствует  предложение  о  способе     устранения
выявленных коррупциогенных факторов.

Президент Российской Федерации                               Д. Медведев

Москва, Кремль
17 июля 2009 года
N 172-ФЗ
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены