Илья Харыбин, руководитель группы Департамента по работе с клиентами ГК «ИРБиС»
На страницах «Системы успеха» в рубрике «Собеседник» мы продолжаем знакомить наших читателей с сотрудниками ГК «ИРБиС», каждый из которых талантлив, своеобразен и хорошо ориентируется в особенностях современного бизнеса. Мы все разные, но объединены нашей Компанией, общими идеями, интересами и целями… Сегодняшний наш рассказ об Илье Харыбине – руководителе группы Департамента по работе с клиентами (ДРК). В Компании Илья работает с 2001 года, с того времени, когда наш бизнес начинал наращивать темп и набирать обороты, а справочные правовые системы уже активно внедрялись в предпринимательскую и юридическую деятельность. Придя в ГК «ИРБиС» уже вполне сложившимся человеком, с приличным трудовым стажем, Илья Харыбин продолжил свое развитие в нашей Компании в качестве сотрудника, выезжающего на обновления системы ГАРАНТ. Нового коллегу встретил молодой, развивающийся коллектив, который на тот момент видел своей главной целью развитие всевозможных сопутствующих системе ГАРАНТ услуг. Сегодня мы в полной мере предоставляем эти услуги нашим клиентам. Своим мнением о них и о многом другом с нами поделился Илья Харыбин – руководитель группы Департамента по работе с клиентами.
Илья, как проходило твое становление в ГК «ИРБиС»? Придя в Компанию, меня, в первую очередь, очень порадовало то, что все новые сотрудники проходят здесь первоначальное обучение. С ГАРАНТом до того, как пришел в «ИРБиС», я знаком не был, поэтому предварительный курс обучения дал мне очень много информации, на которой основывалась моя будущая профессиональная деятельность. В то время тренинги вели сами менеджеры и частично - кадровая служба. Это теперь уже у нас есть Учебный центр, который полностью занимается обучением сотрудников. После собеседования и обучения я стал работать выездным сотрудником по обслуживанию подмосковных клиентов.
Тебе многое дало то обучение? Да, конечно. Обучение дало основу того, чем впоследствии я и стал заниматься – обновлять систему, оказывать техническую поддержку, укреплять и развивать сотрудничество с партнерами. К тому же я узнал, чем вообще дышат люди в этой Компании, каковы цели и стратегия нашего бизнеса. Кстати, до ГК «ИРБиС» я устраивался в компанию, которая продавала справочную правовую систему, аналогичную ГАРАНТу. Но в той организации мне сразу не понравилось – слишком активно шла пропаганда того, что их компания лучшая, что все остальные конкурентами им не являются, и все в таком духе. Меня покоробила на тот момент такая позиция руководства моего будущего места работы. Не удержали даже перспективы финансового и личного развития. А в «ИРБиС» было все совершенно иначе, проще. Приветливый коллектив, никакой заносчивости, каждый, кто может, помогает новичкам акклиматизироваться, освоиться на новом месте, в новом коллективе.
Как скоро ты стал руководителем группы? Около года я проработал выездным сотрудником по подмосковным клиентам, мне очень нравилась работа, и результаты у меня были довольно хорошие. Хотя памятен мой самый первый выезд: после окончания обучения впервые самостоятельно мне пришлось ехать в город Гусь-Хрустальный для установки ГАРАНТа на хрустальный завод. Символично, неправда ли? (улыбается). А еще более символично было то, что, когда приехав туда, у меня ничего не получалось, хоть и был всему научен. Вся суть состояла в том, что несколько сетевых комплектов не устанавливались на один жесткий диск. С местными системными администраторами мы звонили в Москву, в «ИРбиС», каждые 15 минут, очень долго мучались прежде, чем у нас что-либо получилось. Меня даже после этого первого выезда чуть не уволили. Хотя, в конечном итоге, все установилось, но потратил я на Гусь-Хрустальный завод почти весь день. Вот так и начался мой трудовой путь в «ИРБиС». Конечно, впоследствии уже не было таких проблем, как в первый раз, - появился опыт. Через год я стал работать уже в группе, обслуживающей московских клиентов, а еще через год - руководителем группы по работе с новыми клиентами. Сейчас я руководитель группы со стабильными клиентами, но разницы особой здесь не вижу, наши обязанности одинаковы: оптимизация времени сотрудников группы, распределение выездов, повышение профессионального уровня сотрудников, организация взаимодействия с другими группами и отделами как ДРК, так и других подразделений компании, выполнение плановых показателей. Вообще смысл работы нашего подразделения - поддержание и улучшение партнерских взаимоотношений с организациями, которые доверились нам и стали нашими клиентами.
Ты строгий руководитель? В моей группе, могу с уверенностью сказать, коллеги с уважением относятся и ко мне, и друг к другу. У нас в коллективе преобладают доверие и взаимопонимание, каждый действует по своему усмотрению, а руководитель только координирует. Если страдает общее дело, то могу быть и строгим.
Подбирать штат группы – твои полномочия? Нельзя сказать, что я выбираю того или иного человека, но, если, на мой взгляд, мы не сработаемся, то твердо говорю – нет. Я присутствую на экзамене, выражаю свои пожелания, мне важно оценить первое впечатление о человеке, посмотреть на него в общении. На кандидата в свою группу смотрю так, как если бы я был клиентом ГК «ИРбиС». Приятно ли будет мне этого человека видеть у себя в офисе, общаться с ним, смогу ли я задавать ему вопросы, сможет ли он компетентно на них ответить, кроме того, что выполнит стандартные обновления программы. Вот эти вопросы волнуют меня при выборе сотрудника. Все-таки мы работаем в сфере обслуживания, оказываем сервисные услуги различным организациям, поэтому считаю, что должен быть контакт изначально на уровне человеческого общения, а работаем мы и с руководителями, и с ведущими юристами, и с главными бухгалтерами – эти люди всегда заняты, у них много дел, и к тому же сложилось свое мнение об обслуживающих организациях. Мне важно взять человека, который не только поддержит сотрудничество, но и оптимизирует его. В любом случае новый сотрудник будет совершать какие-то ошибки, набираясь опыта. Мое дело контролировать процесс, сделать в минимальные сроки из новичка грамотного специалиста.
Есть ли организации, с которыми тебе особенно приятно работать? Таких организаций достаточно много. Большинство наших партнеров приветливы и настроены положительно, это солидные деловые люди, которые благодарны нам за оперативную работу, за облегчение их труда. А бывает, что клиенты жалуются? Бывает. В любом случае, когда сотрудник работает не с одним десятком клиентских организаций, где по два-три контактных лица, общий язык необходимо найти с каждым. Бывает, что характерами люди не сходятся. Отношения между сотрудниками и клиентами из ряда вон никуда, конечно, не выходят (улыбается). Ситуация от многого зависит, вплоть до настроения. Сотрудник может быть хорошим человеком и первоклассным специалистом, но угадать все равно нельзя.
А кто и как разрешает проблемы, если таковые все же появились? Этим, конечно, занимаюсь я. Звоню, выясняю, в чем дело.
Ты встаешь на чью-то сторону в конфликте? У меня приоритетов по этому поводу нет. Прежде всего, узнаю, какая произошла ситуация, в чем проблема. К тому же разобраться, узнав мнение только одной стороны, невозможно. Но обычно советами сотруднику разрешаю ситуацию, объясняя, как было бы лучше и правильнее поступить. Редко очень, но бывает, что сам езжу к клиенту улаживать отношения. Да и семилетний опыт работы все-таки позволяет находить решения.
Все ли сразу стало получаться при возникновении нестандартных ситуаций? Могу честно сказать, что в начале своей руководящей деятельности я не совсем грамотно расставлял приоритеты. Весь объем работ взваливал на себя в уверенности, что лучше меня никто не выполнит задачу. И пытался успеть сам везде и сразу. Сейчас могу сказать, что это была моя ошибка. Потому что главное в моей работе - уметь правильно распределять обязанности. Многие через это прошли: начинающий руководитель видит массу задач кругом, но не знает, какой из них отдать предпочтение и какой заняться в первую очередь. Понимание всего приходит со временем.
Илья, в чем, на твой взгляд, ГК «ИРБиС» сильнее аналогичных компаний, поставляющих справочные правовые системы? Мы сильны тем, что ко всему, что достигнуто на сегодняшний день, мы пришли сами, проводя мониторинг потребностей наших клиентов и выделяя среди них основные и наиболее важные. Когда я пришел в Компанию, отдел, который занимался сопровождением (отдел сопровождения информационных систем), выполнял все функции одновременно. Мы обновляли Систему, мы отвечали на запросы пользователей, сами искали документы, давали даже юридические консультации, занимались технической поддержкой. Со временем в Компании проявились сотрудники, которые сейчас возглавляют Центр налогового и правового консультирования (ЦНПК), группу обучения клиентов (ГОК), являются руководителями групп информационно-правовой, технической поддержки. Мы не только продаем и обслуживаем систему ГАРАНТ. Мы развиваем качество и количество сопутствующих услуг, к помощи которых наши клиенты обращаются все чаще и чаще. Например, основной идеей создания группы информационно-правовой поддержки было оказание помощи в рамках Горячей линии, которая позволяет нашим клиентам в любой момент работы с Системой обратиться с вопросом по правовой тематике к специалистам ЦНПК. Понятное дело, что рядовой пользователь, позвонив в нашу Компанию, хочет получить быстрый ответ на любой вопрос. И группа Анны Мироновой выполняет эти задачи - дает небольшие консультации, предоставляет ссылки на необходимые документы и нормативные акты. Сотрудники группы информационно-правовой поддержки - грамотные специалисты, клиенты очень ими довольны и рады тому, что им оказывается такая услуга. Группа правового консалтинга, возглавляемая Ольгой Чернышевой, предоставляет юридические консультации более подробные и развернутые, такие работы сами по себе являются интересными статьями, которые публикуются на некоторых сайтах и в нашем корпоративном издании для клиентов, они освещают различные вопросы, анализируют сложные ситуации в бизнесе. В общем, могу сказать, что в ЦНПК подобралась команда грамотных специалистов, которые стараются предложить нашим клиентам как можно больше качественных услуг. Безусловно необходима и Группа обучения клиентов (ГОК), руководит которой Айгуль Урманова. В нашем случае обучение – это услуга, доступная каждому зарегистрированному клиенту ГК «ИРБиС», пройдя его, пользователь получает необходимые знания и навыки эффективной работы с системой ГАРАНТ для решения своих профессиональных задач. Айгуль и инструкторы ее подразделения на протяжении многих лет обучают новых клиентов нашей Компании пользованию Системой, помогают справиться с вопросами и задачами, возникшими в ходе работы с ГАРАНТом. Многие клиенты ценят эту услугу и охотно ею пользуются. Помимо этих услуг мы проводим для наших клиентов и семинары для бухгалтеров, руководит этим проектом Олеся Дьякова. Семинары ГК «ИРБиС» положительно зарекомендовали себя среди наших клиентов, ведь проводятся они на профессиональном уровне и читаются лучшими лекторами Москвы.
Илья, расскажи нам о своих увлечениях. Ну, если не считать работы, которая является моим пожизненным увлечением (улыбается), то моим хобби можно считать фотографию. Первый раз я пошел в фотокружок, когда мне было лет восемь. Работы мы тогда делали на фотоаппарат «Смена», проявляли пленки в чулане под красной лампой. Около четырех лет я плотно занимался фотографией, даже сам одно время вел фотокружок в школе. А потом это увлечение отошло в сторону, где благополучно и было забыто мною до появления современной цифровой техники. Сначала коллеги подарили мне на День рождения цифровой фотоаппарат, а потом уже я и сам приобрел профессиональную камеру со всем оборудованием. Я начал снова снимать, очень понравились новые возможности, ведь фотография доставляет массу удовольствия, это очень интересный процесс, который позволяет улавливать мельчайшие тонкости и моменты нашей жизни. Делаю фото и для нашей корпоративной газеты для сотрудников «Территория ИРБиС», есть у меня страница и на фотосайте в Интернет, там, на мой взгляд, есть приличные работы, которые можно выставить на всеобщее обозрение.
Пейзажи фотографируешь? Редко, больше мне интересны лица, характеры, эмоции людей. И то, как их запечатлевает камера.
А как обстоят у тебя дела со спортом? Со спортом у меня тоже связана определенная часть жизни. Несколько лет назад я активно занимался пятиборьем плюс увлекался кинологией. Работал с собаками служебных пород, ходил в кинологический клуб, занимался дрессурой, общим курсом защитно-караульной службы. Такое вот было увлечение.
Ты специально где-то обучался этому? Нет, все пришло в процессе. Сначала осваивался, смотрел, что и как, просто общался с животными, приезжал в клуб со своей собакой – овчаркой, воспитывал ее, а потом и других собак стал обучать. Там же занимался пятиборьем. В Центральном клубе служебного собаководства, в подмосковном Ильинском оборудованы тренировочные базы, проходят соревнования, которые включают полосу препятствий со служебной собакой, задержание нарушителя, кросс, стрельбу и плаванье. Очень интересно было заниматься этим видом спорта. А сейчас у меня, как и у многих, катастрофическая нехватка времени, поэтому приходится довольствоваться посещением спортзала (улыбается). Хотя, благодаря дружному коллективу своей Компании, часто выезжаю и на корпоративные соревнования по футболу, боулингу, бильярду, что, несомненно, способствует укреплению между коллегами и деловых, и человеческих отношений.
Беседу провела Ирина Черешнева Журнал "Система успеха" - сентябрь 2008 (№9) |