время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Заказ без ошибок
Заказ без ошибок

 

 

Мацепуро Наталья

Мацепуро Наталья,
ведущий юрист
Группы правового консалтинга ГК «ИРБиС»

 

    

 

 

Как известно, государственные и муниципальные заказчики при закупке товаров, работ и услуг на сумму, превышающую 100 000 рублей, обязаны размещать заказ путем проведения торгов или запроса котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).
Указанный Закон вступил в силу с 1 января 2006 года, и в течение всего срока его действия отмечаются многочисленные нарушения предусмотренных им требований, причем как со стороны государственных и муниципальных заказчиков, так и со стороны участников размещения заказа.

 

 

Наличие нарушений положений Закона связано со многими факторами, среди которых, например, значительное по сравнению с ранее действовавшим законодательством усложнение процедуры размещения заказов для государственных и муниципальных нужд,  что требует особой квалификации от сотрудников государственных и муниципальных заказчиков.
Изменения законодательства также отобразились в существенном ужесточении ответственности государственных и муниципальных заказчиков за нарушение положений Закона. Так, например, государственные и муниципальные заказчики могут быть привлечены к административной ответственности за совершение следующих правонарушений:
- несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29. КоАП РФ);
- нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30. КоАП РФ);
- предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП РФ);
- нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 КоАП РФ);
- непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 19.7.2. КоАП РФ).
Рассматривать же дела по вышеуказанным административным правонарушениям и привлекать к ответственности вправе органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 23.66 КоАП РФ). Контроль за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов (за исключением оборонных) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (п. 1 постановления Правительства РФ от 20.02.2006  N 94) путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Необходимо отметить, что государственные и муниципальные заказчики не всегда имеют персонал, обладающий достаточным опытом, квалификацией и временем для того, чтобы исключить ошибки при размещении заказов и проведении соответствующих процедур. А поскольку все материалы государственных и муниципальных заказов подлежат опубликованию в официальных СМИ и на сайте в Интернете, то любые ошибки заказчиков выносятся на всеобщее обозрение, что исключает возможность правки или доведения документов «задним числом».
При размещении заказа в составе документации опубликованию также подлежит и проект государственного (муниципального) контракта.
Как показывает практика, заказчики нередко, когда речь идет об оказании услуг для государственных (муниципальных) нужд, используют форму контракта на поставку товаров, в связи с чем упускают из виду многие существенные условия. А при отсутствии в договоре (контракте) соглашения по всем существенным условиям такой договор (контракт) считается незаключенным и, как следствие, не порождает никаких прав и обязанностей у сторон. Отмечается также в целом «шаблонность» используемых форм контрактов, многочисленные ошибки в формулировках и прочие недостатки юридической конструкции. Качественная разработка контрактов предполагает тщательное продумывание каждого из условий, в особенности – касающихся обязанностей, ответственности и сроков. Игнорирование этих простых правил, равно как и непродуманное копирование типовых условий, на практике рано или поздно приведет к  финансовым потерям и спорам между сторонами.

К числу распространенных ошибок при разработке конкурсной документации  можно отнести указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (такой запрет содержит п.3. ст. 22 Закона N 94-ФЗ). 
Необходимо отметить, что при  размещении заказов путем запроса котировок и при размещении заказов путем проведения аукциона  соответствующая документация   может содержать указание на товарные знаки, но в этом случае они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев указанных в Законе. Очевидно, что разобраться в тонкостях оформления документации можно, только тщательно изучив сам Закон, но нелишним будет также исследование судебной практики по спорам, связанным с размещением заказов.  Ошибки в порядке проведения размещения  заказов имеют еще одну неблаговидную сторону, они могут вызвать подозрения, что заказчик намеренно, с целью «легального» устранения поставщиков, обеспечивает победу заранее определенной коммерческой организации.       
Неблагоприятным последствием нарушения установленных законом правил размещения заказа является предусмотренная п. 3 ст. 10 Закона возможность признания размещения заказа недействительным судом по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Признание размещения заказа недействительным влечет недействительность заключенного государственного (муниципального) контракта. 
Различные нарушения положений Закона отмечаются и со стороны участников размещения заказа. Наиболее часто встречающимися нарушениями при оформлении и подаче заявок участниками размещения заказов являются:
- непредставление в составе заявки всех необходимых документов, предусмотренных Законом, а также документацией об аукционе, конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок;
- несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям Закона, а также требованиям, установленным документацией об аукционе, конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.
К участию в торгах или запросе котировок допускаются участники, своевременно подавшие заявки и соответствующие требованиям, установленным ст.ст. 11, 12 Закона. При несоответствии участников размещения заказов и (или) поданных ими заявок требованиям, установленным Законом, участники не допускаются к участию в торгах или запросе котировок.
 В связи с указанными обстоятельствами участникам размещения заказа необходимо более внимательно относиться к оформлению заявок, так как от этого зависит возможность участия в торгах (запросе котировок). Кроме того, государственный (муниципальный) заказ для участников размещения заказа – это большие объемы, стабильность в финансировании и потребностях, а также один из путей развития бизнеса, поэтому отказ в допуске к участию в торгах (запросе котировок) негативно отражается на хозяйственной деятельности участника.

Таким образом, во избежание возможных ошибок, вопросы размещения заказа и проведения дальнейших процедур государственным и муниципальным заказчиком, а также оформления заявки участником размещения заказа, решать лучше с помощью специалистов в данной области, которые профессионально и юридически безупречно подготовят всю необходимую документацию.

 

Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Группу правового консалтинга Центра налогового и правового консультирования по телефону 225-0102.
www.irbis-group.ru, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены