Вопрос: Привлечение к административной ответственности депутата муниципального собрания (г. Москва). Обладает ли такой депутат какой-либо неприкосновенностью? Ответ:
Ст. 1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) устанавливает принцип равенства граждан и организаций перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Частью 2 этой же статьи установлено, что особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ст. 98 Конституции РФ предусмотрено, что неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий обладают только члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы . Как мы видим, Конституция РФ устанавливает депутатскую неприкосновенность только на высшем уровне. Однако Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержит некоторые правовые гарантии в отношении депутатов муниципальных образований. Так ст. 40 данного закона установлено, что депутат не может быть привлечен к административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотренная федеральным законом. Обратимся к законодательству г. Москвы. Гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа (далее - депутат), определяет Закон г. Москвы от 25 ноября 2009 г. N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве". Ст. 11 названного закона говорит нам о том, что гарантии прав депутата при привлечении его к административной ответственности устанавливаются федеральными законами. То есть установить какой-либо особый порядок привлечения депутатов муниципальных образований к административной ответственности может только федеральный закон, так как Конституцией РФ, особого порядка для таких депутатов не предусмотрено. Субъекты Российской Федерации предусмотреть особые условия привлечения к административной ответственности, в отношении депутатов муниципальных образований не могут. Об этом высказывался и Верховный Суд РФ. Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 13-АД13-10 была рассмотрена надзорная жалоба гражданина, депутата муниципального собрания, на постановление судьи районного суда, решение судьи областного суда и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя областного суда, которым он был привлечен к административной ответственности. В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, депутат просил отменить постановление судьи районного суда. Данный гражданин в жалобе указывал, что является депутатом района, полагал, что на него распространяется особый порядок производства по делу об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности. Суд признал такой довод необоснованным и указал на то, что в силу ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Однако в отношении депутатов представительного органа местного самоуправления такие особые условия в федеральном законодательстве отсутствуют. В связи с этим Верховный Суд Российской Федерации постановил оставить принятое по делу постановление судьи районного суда, решение судьи областного суда и постановление исполняющего обязанности заместителя председателя областного суда без изменения, а надзорную жалобу депутата - без удовлетворения. Таким образом, наделить депутата муниципального собрания какой-либо неприкосновенностью в части привлечения его к административной ответственности возможно только принятием соответствующего федерального закона или внесением изменений в Конституцию РФ. На настоящий момент в федеральном законодательстве таких привилегий не содержится, за исключением ст. 40 Закона N 131-ФЗ, в части привлечения к административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. |