время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
2014 / 06 / Хочу создать ООО. Вид деятельности – оказание услуг населению. Проживаю в городе Москве. Мне выгоднее зарегистрировать организацию на территории одного субъекта, но фактически осуществлять деятельность в Москве. Возможно ли это?

 

Отвечает Лутфуллина Альбина,  юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»

 

Вопрос: Хочу создать ООО. Вид деятельности – оказание услуг населению. Проживаю в городе Москве. Мне выгоднее зарегистрировать организацию на территории одного субъекта, но фактически осуществлять деятельность в Москве. Возможно ли это? И какая ответственность предусмотрена за несовпадение юридического и фактического адреса?

 

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Российское законодательство не раскрывает таких понятий, как юридический и фактический адрес организации. Присутствует упоминание лишь о местонахождении юридического лица.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (генеральный директор, президент, правление, дирекция – ст.ст. 40-41 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Именно в учредительных документах указываются его наименование и место нахождения юридического лица.

Таким образом, если налогоплательщик решает создать общество с ограниченной ответственностью на территории определенного субъекта, в учредительных документах будет указан лишь один адрес – по вышеуказанному региону. Однако из вопроса видно, что деятельность будет осуществляться на территории Москвы, то есть на территории другого субъекта РФ.

Вместе с тем, согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона N129-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ в целях осуществления связи с этим лицом. Поэтому сообщение недостоверных сведений об адресе организации или несоответствие адреса организации фактическому ее местонахождению может повлечь за собой ряд негативных последствий.

Во-первых, регистрирующий орган вправе отказать в регистрации на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N129-ФЗ при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений относительно адреса местонахождения постоянно действующего органа.

Во-вторых, с 30 июля 2013 года налоговые органы направляют документы по почте российским организациям исключительно по адресу, указанному в реестре, что подтверждается п. 5 ст. 31 НК РФ.

 Таким образом, указывая недостоверный адрес в ЕГРЮЛ, организация несет риск следующих последствий:

 

  • отказ от государственной регистрации;
  • неполучение юридически значимых сообщений, направленных на тот адрес, который имеется в реестре.

 

В свою очередь, при обнаружении информации о том, что связаться с конкретным юридическим лицом невозможно по адресу, указанному в реестре, регистрирующий орган может направить юридическому лицу, его учредителям уведомление о необходимости предоставить достоверные сведения об адресе.

При непредставлении юридическим лицом таких сведений в разумный срок регистрирующий орган на основании п. 2 ст. 25 Закона N129-ФЗ  вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Несвоевременное получение значимых сообщений, корреспонденции от налогового органа также может привести к негативным последствиям, связанным, например, с просрочкой каких-либо обязательств, о которых и  уведомлял контрольный орган.

В то же время на практике достаточно часто встречаются ситуации, когда у юридического лица возникает необходимость осуществления деятельности вне своего места нахождения, определенного учредительными документами. Например, ст. 55 ГК РФ называет два вида обособленных подразделений – представительства и филиалы. Информация о них должна быть внесена в учредительные документы юридического лица.

П. 2 ст. 11 НК РФ рассматривает обособленное подразделение более широко. В налоговом законодательстве обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом необходимо обратить внимание, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Следовательно, если налогоплательщик планирует осуществлять деятельность вне места нахождения, на него возложена обязанность сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о создании каждого такого обособленного подразделения. Пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает для уведомления налогового органа срок в один месяц с момента создания подразделения.

При неисполнении данной обязанности налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, что повлечет за собой наложение штрафа на организацию в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Должностное лицо налогоплательщика привлекут к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Таким образом, в целях избежания споров с контролирующими органами рекомендуем регистрировать организацию по месту нахождения исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В противном случае, напоминаем о необходимости сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о  создании каждого обособленного подразделения.

 

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены