Когда мы восхищаемся бронзовыми скульптурами в выставочном зале или установленными на площадях и улицах памятниками и монументами, мы думаем, в первую очередь, о созданных образах и их авторах – художниках, скульпторах, архитекторах. Однако творческая мысль не смогла бы воплотиться в жизнь, не будь у художников возможности перевести идею, эскиз, гипсовый слепок в материал. В большинстве случаев воплощения мысли, творческого порыва художника в объект искусства не проходит без участия объединения «АРТ-СТП». О достижениях «АРТ-СТП», о знаменитых скульпторах, их кропотливой работе, о том, «как создаются шедевры» нам рассказал генеральный директор ЗАО «АРТ-СТП» Железнов Владимир Алексеевич, который посвятил скульптуре, как монументальному искусству в России, более 35-ти лет своей жизни.
Закрытое акционерное общество «АРТ-СТП» образовалось после распада Советского Союза на базе Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В.Вучетича Министерства культуры СССР. Функции старого объединения не претерпели изменения. Основной задачей ЗАО «АРТ-СТП» осталось проектирование и изготовление памятников и монументов. Здесь не только проектируют и изготавливают скульптурные произведения, но и переводят их в твердый материал. Бронзу, камень, чугун, алюминий теперь и в фибробетон. Кроме того, предприятие обладает и реализует огромную коллекцию слепков шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях Москвы, учебные пособия для художественных учебных заведений. История создания объединения «АРТ-СТП» такова. При музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина существовали художественно-реставрационные мастерские, а при Министерстве культуры СССР была дирекция выставок и панорам, которая занималась выставочной деятельностью. В 1964 году вышло постановление Правительства СССР о слиянии этих двух организаций и создании Всесоюзного художественно-производственного комбината. В 1972 году ему присвоили имя прославленного скульптора Евгения Викторовича Вучетича, который проработал на комбинате более 10-ти лет и все свои основные работы выполнил именно здесь. Кроме Е.В.Вучетича здесь трудились многие именитые скульпторы: Н.В. Томский, Л.Е.Кербель, М.К.Аникушин, М.Г.Манизер, П.И.Бондаренко, М.Ф.Бабурин, О.К.Комов, Ю.Г.Орехов и многие другие. Одна из престижных работ, которые довелось вести предприятию, - это рельефы на Храме Христа Спасителя под руководством Президента Российской Академии Художеств З.К.Церетели. Кроме того, памятники и монументы ЗАО «АРТ-СТП» стоят в США, Канаде, Индии, Австрии, Испании, Германии и в других странах. Сотрудники организации всегда опирались на многовековой опыт установки памятников и монументов в России.
Скульптура — один из самых древних видов искусства. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезать, высекать, ваяние, пластика) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем.
Понятие, назначение, смысл скульптуры как монументального искусства Как и другие виды изобразительного искусства, скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения. Монументальная скульптура призвана на долгие времена оставить память о великих людях, их делах, об определяющих исторические эпохи идеях, поэтому выполняется она из «вечных» материалов: различных пород камня, бронзы, стали, бетона. Часто такая скульптура включается в мемориальный ансамбль, где сближается с архитектурой. Монументу свойственны пластика больших масс, простой и четкий силуэт, уравновешенность и обобщенность. Для станковой скульптуры, которую мы видим в выставочных залах и экспозициях музеев, также может быть характерна монументальность решения, но здесь она не является законом. Более общее правило для станковой скульптуры — соразмерность человеку, внимание к оттенкам движений, индивидуальности пропорций и форм, экспрессия в обработке материала, передающая отношение художника к образу. Наряду с твердыми материалами используются дерево, глина, гипс, различные техники керамики.
Декоративная скульптура предназначена для украшения стен и интерьеров зданий, улиц, скверов, парков, фонтанов и т. д. Ее важнейшее ценное качество — естественность, с которой она вписывается в окружающую архитектурную и природную среду. Поэтому здесь чаще, чем в других разновидностях скульптуры, можно встретить заметно стилизованные формы или «рифмующиеся», сливающиеся с окружающими предметами, или создающие необходимый декоративный акцент. В целом скульптурный образ возникает двумя принципиально несхожими путями: при лепке и при высечении (вырезании) из монолита. Лепка – самый подвижный способ выполнения скульптуры. На проволочный или дощатый каркас будущего произведения напластовывается сырая глина. Этот способ поощряет поиски и переделки, поэтому часто его используют как эскиз для больших композиций. Метод прибавления формы и возможность переделок — главные его отличительные особенности. По этим важным показателям высечение из монолита противоположно лепке: форма возникает в результате снятия лишнего материала; работа ведется резцами, гранящими форму; переделки в случае ошибки практически исключены.
Скульптура и современность В XX в. возникают новые возможности развития скульптуры. Так, в абстрактной скульптуре используются нетрадиционные методы и материалы (проволока, надувные фигуры, зеркала и др.). Художники многих модернистских течений провозглашают обыденные предметы произведениями скульптуры. Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.
Деятельность ЗАО «АРТ-СТП» Скульптура; гипсовые изделия; античные слепки; лепнина; литейная база для литья скульптуры, мемориальных досок, рельефов в бронзе, чугуне, алюминии; монументальная скульптура: гранит, мрамор; архитектурные детали (Храм Христа Спасителя); учебные пособия из гипса для школ, колледжей, ВУЗов; реставрационные работы.
Как это делается Для того чтобы изготовить, например, памятник из бронзы, сначала создаётся архитектурно-скульптурный проект, авторы выполняют эскизную и рабочую часть памятника, которая увеличивается до необходимого размера силами рабочих скульптурного производства. Затем памятник после лепки автора формуется в более твёрдый материал – гипс, для последующего перевода его в долговечный материал.
Литейные работы Бронза – долговечный и распространенный материал, который более других отражает задумку автора, работающего ещё в мягком материале. Размеры скульптуры варьируются от настольных статуэток до больших монументов. Большинство памятников в мире выполнено из этого материала. Причем автор вправе задавать своей работе, отлитой в бронзе, определённые оттенки: вплоть до покрытия работы сусальным золотом. Сюда можно отнести и литьё из чугуна и алюминия. ЗАО «АРТ-СТП» имеет большой опыт литья из указанных материалов. Чугун, например, после изготовления из него скульптурной композиции, покрывается специальным антикоррозийным раствором, который служит несколько десятилетий.
Проектирование памятников ЗАО «АРТ-СТП» часто участвует в конкурсах на право проектирования той или иной скульптурной композиции. Наше предприятие практически постоянно оказывается победителем. Занимаемся архитектурно-художественным проектированием, над ним работают ведущие архитекторы и скульпторы Москвы и России в целом. Предметом проектирования становятся памятники и монументы, мемориальные доски, реставрационные работы, оформление зданий, как внутренних помещений, так и внешних. К проектированию привлекают дизайнеров из числа молодых и перспективных специалистов. Этот факт обеспечивает преемственность поколений. Наше предприятие способствует росту творческих кадров.
Достижения В последние годы созданы монумент Победы на Поклонной горе, памятники экипажу подводной лодки «Курск» и 9-ой роте Псковской дивизии десантных войск (около Музея Вооруженных Сил), композиция, посвященная императрице Елизавете Петровне в городе Балтийске Калининградской области, памятники первому министру Путей сообщения Н.И. Мельникову (на площади Трех вокзалов), погибшим сотрудникам Внутренних войск МВД России (на Трубной площади). В «АРТ-СТП» изготовлено более 50 памятных досок видным деятелям искусства, науки и культуры. Предприятие обеспечило участие России в международной программе по увековечиванию памяти А.С. Пушкина в Дании, Италии, Франции, Канаде, США. Были созданы монументы павшим советским войскам в годы Великой Отечественной войны в странах СНГ, а также Австрии, Финляндии, Германии и других.
Дизайнерские работы с лепниной и монтажом На предприятии ведутся дизайнерские работы по художественному оформлению зданий и сооружений, причем лепные работы выполняются на высоком художественном уровне, производится и монтаж лепнины на месте установки.
Античная скульптура и учебные пособия ЗАО «АРТ-СТП» обладает уникальной возможностью реализовать изделия более 150 наименований античной скульптуры и учебных пособий из гипса. Это и головы Антиноя, Дорифора, Гермеса и десятков других; маски Давида, Венеры и пр.; фигур Афродиты Милосской, Геракла, Мальчика, вынимающего занозу, Афродиты Медичи и десятки, десятки других известных античных героев. Кроме того, в наличии имеются учебные пособия для художественных учреждений: маски, части тела. Мы заботимся о преемственности, о подрастающем поколении художников, скульпторов, реставраторов и активно сотрудничаем с художественными училищами и мастерскими.
Цели, стремления, планы… Большинство работ, созданных и установленных с помощью сотрудников «АРТ-СТП», стало визитными карточками Москвы и других городов России и всего мира. Возле одних фотографируются туристы, к другим возлагают цветы, к третьим подъезжают свадебные кортежи. И это – лучшая награда тем, кто в гулких производственных цехах отливал скульптуры, а затем бережно монтировал их на местах. А в планах – продолжение работ в долгосрочной программе монументального искусства.
ГК «ИРБиС» благодарит Железнова Владимира Алексеевича за интересную беседу и предоставленную информацию. Мы также благодарим ЗАО «АРТ-СТП» за плодотворное сотрудничество с нами, за использование системы ГАРАНТ в своей творческой работе, желаем организации процветания и развития и надеемся, что наше общение будет продолжаться на такой же дружественной ноте. Беседу провела Ирина Черешнева
Информационное сопровождение осуществляет Петров Сергей Журнал "Система успеха" — январь 2012 (№1) |