Петелько Дан, юрисконсульт Группы правового консалтинга Центра налогового и правового консультирования ГК «ИРБиС»
Проблема возврата долга – насущная проблема всех участников предпринимательской деятельности, особенно если речь идет о взыскании денежных средств с банкрота. В нашем государстве, как и в ряде других стран, данная проблема урегулирована законодательством о банкротстве.
Как представляется, эффективность данной сферы законодательства можно оценить посредством анализа правовых норм и реальных инструментов, позволяющих обеспечить возможность кредиторов несостоятельного должника получить наиболее полное удовлетворение своих требований. Что касается реального инструментария, то он напрямую зависит от качества норм права, регулирующих несостоятельность (банкротство), поэтому для исследования эффективности анализируемого регулятора необходимо выявить круг прав и обязанностей кредиторов несостоятельного должника: определить их правовой статус.
I. Конкурсный кредитор – основной кредитор в деле о банкротстве. Основными кредиторами в деле о банкротстве являются конкурсные кредиторы, под которыми традиционно понимали таких кредиторов несостоятельного должника, которые получали удовлетворение из конкурсной массы в общем порядке. Легальное определение понятия «конкурсные кредиторы» содержит ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон) – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). В той же статье даны определения кредиторам и уполномоченным органам: кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Соотношение этих трех дефиниций позволяет сделать вывод о том, что в современное понятие конкурсных кредиторов законодатель не включил лиц, права требования которых вытекают из трудовых, публичных (налоговых) и иных правоотношений. Таким образом, ориентируясь на потребности читателя, мы предлагаем исследовать правовой статус именно конкурсных кредиторов. Отрасль законодательства о банкротстве является комплексной, имея своим содержанием нормы как материального, так и процессуального права. В связи с этим правовой статус конкурсных кредиторов наполнен двумя видами потенциальных возможностей, которые и определяют их место в конкурсном процессе: материально-правовыми и процессуально-правовыми.
II. Материально-правовой статус конкурсных кредиторов. Учитывая изложенное, материально-правовой статус конкурсных кредиторов можно определить как совокупность материальных норм, которые определяют потенциальные возможности и место конкурсных кредиторов в конкурсном процессе. В данном случае конкурсный процесс рассматривается через призму материальных норм, и под ним следует понимать процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), предусмотренные Законом о банкротстве. В зависимости от количественной характеристики и порядка осуществления субъективных прав конкурсных кредиторов их можно разделить на осуществляемые индивидуально и коллективно.
1. Правовая природа коллективных образований конкурсных кредиторов. В связи со спецификой законодательства о банкротстве, а также целями и задачами, которые стоят перед ним, законодатель существенно ограничил индивидуальные права анализируемых субъектов и прибегнул к юридической конструкции, посредством которой их осуществление происходит коллективно через собрание кредиторов. Правовая природа собрания кредиторов вызывает в научном сообществе много споров. Не вдаваясь в полемику, учитывая цели данной статьи, под собранием кредиторов будем понимать коллективную форму осуществления кредиторами своих прав, которое не является субъектом конкурсного права. В отличие от собрания комитет кредиторов имеет иную правовую природу: является субъектом конкурсного права, наделен специальными правами, выполняет присущие только ему функции. Сегодня, в соответствии со ст. 17 Закона о банкротстве, комитет выполняет контрольную, представительскую и иные функции: представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Однако наибольшее влияние на развитие конкурсного процесса конкурсный кредитор может оказать посредством участия в собрании кредиторов. В соответствии со ст. 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается по инициативе:
— арбитражного управляющего; — комитета кредиторов; — конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; — одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Согласно ст. 12 того же закона участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, а организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Участие в собрании гарантировано обязанностью арбитражного управляющего по надлежащему уведомлению о его проведении, которым признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов. Однако при этом следует учесть, что неизвещение кредитора должника о проведении общего собрания кредиторов независимо от того, сколько у него голосов, является основанием для признания решения собрания кредиторов недействительным (См., например, постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2008 года по делу N А-41-К2-27950/05). Что касается повестки дня собрания кредиторов, то правовым статусом кредиторов охватывается ряд субъективных прав, обеспечивающих заблаговременное ознакомление с ней и внесение дополнительных вопросов. Заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов арбитражный управляющий принимает от участников собрания кредиторов при регистрации участников собрания кредиторов. Указанные заявки должны подаваться в письменной форме. По окончании регистрации участников собрания арбитражный управляющий не вправе принимать заявки о дополнении повестки дня (данный аспект конкурсного процесса урегулирован постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года N 56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собрания кредиторов и заседаний комитетов кредиторов»).
Необходимо подчеркнуть, что дополнять повестку дня собрания кредиторов арбитражный управляющий и комитет кредиторов права не имеют (!) В соответствии со ст. 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности его проведения по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право принимать участие в собрании кредиторов. 2. Недействительность решений собрания кредиторов. В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц. Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения (сокращенный срок исковой давности). Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано и лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов. Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным.
3. Порядок назначения арбитражного управляющего. Безусловно, положительным моментом для конкурсных кредиторов было изменение порядка назначения арбитражного управляющего. С принятием нового Закона о банкротстве в 2002 году конкурсные кредиторы вправе выбирать либо саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен арбитражный управляющий, либо предложить конкретную кандидатуру. В ходе конкурсного процесса законодатель также сохраняет возможность любого лица, участвующего в деле, в заявительном порядке потребовать отстранения арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей. Согласно ст. 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий теперь является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Таким образом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего, причинение убытков он может быть привлечен к гражданской ответственности только при наличии вины.
4. Выбор процедуры в деле о банкротстве. К одному из важнейших прав конкурсных кредиторов относится право выбора процедуры несостоятельности. Напомним, что законодательством предусмотрены следующие виды процедур, в которые можно войти из наблюдения: финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности; конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов; мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Данное право осуществляется коллективно, посредством принятия решения собранием кредиторов. На основании этого решения суд выносит определение о введении той или иной процедуры. Однако законодатель в ст. 75 Закона о банкротстве оставил за судом право вводить при определенных условиях процедуры без учета мнения либо вопреки воле кредиторов. Так, например, финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом:
Во-первых, на основании решения первого собрания кредиторов.
Во-вторых, без учета мнения кредиторов. В соответствии с абз. 2,3 п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве (7 месяцев), арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%. Данное положение, как представляется, введено для побуждения кредиторов к активному поведению при решении вопроса о вводе следующей процедуры.
В-третьих, финансовое оздоровление может быть введено вопреки воле кредиторов. В данной ситуации законодатель сформулировал аналогичные требования к обеспечению, при этом конкретизировав способ: банковская гарантия, которая должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.
5. Оспаривание сделок должника. Нельзя не сказать и о новелле 2009 года – главе III.1 «Оспаривание сделок должника». Эта глава детально регламентирует порядок признания сделок должника недействительными, а именно - оспоримыми. В основу данного института было положено две теории опровержения сделок: субъективная и объективная. Сущность субъективной теории заключается в следующем: сделки могут быть признанными недействительными, если будет доказано, что должник имел своей целью причинить вред кредиторам. Проблемы доказывания здесь велики, а, следовательно, вероятность удовлетворения требований кредиторов мала. Объективная же теория взяла за основу объективные признаки – период времени заключения сделки («период подозрения»), возмездность, стоимость переданного имущества и т. п. В отличие от субъективной теории процесс доказывания недействительности характера сделки облегчен, что значительно повышает шансы на успех в тяжбе по подобного рода делам. На сегодняшний день Закон о банкротстве знает два вида недействительных сделок: подозрительные и сделки с предпочтением. В науке нет единства мнений по поводу того, что следует понимать под сделками в конкурсном процессе. Наиболее распространены две точки зрения:
1) «сделка» - понятие сугубо гражданско-правовое; 2) «сделка» - понятие широкое, оно не ограничено пониманием в гражданско-правовом смысле и вбирает в себя действия, возникающие из налоговых, административных и иных отношений.
Наиболее предпочтительна первая позиция. Действительно, обязательства должника перед кредиторами возникают из различных прав, как частного, так и публичного. По справедливому замечанию К. Б. Кораева «конкурсные правоотношения … не являются результатом превращения публичных отношений в частные либо наоборот. Правоотношения несостоятельности являют собой самостоятельные отношения. С момента возникновения конкурсных правоотношений индивидуальные охранительные отношения выпадают из сферы правового регулирования своих отраслей права и становятся предметом правового регулирования конкурсного права, которое осуществляется с присущими ему принципами и методами» (См. Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве // Система ГАРАНТ). Конкурсные отношения по своей природе являются гражданскими, момент их возникновения напрямую связан с вынесением судом определения о введении наблюдения. Этот момент – есть отправная точка, с которой начинает свое действие гражданско-правовой регулятор. Из п. 3 ст. 61.1 Закона о банкротстве следует, что правила главы III.1 «Оспаривание сделок должника» могут применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации. Пункт 3 ст. 2 ГК РФ говорит о следующем: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом».
Таким образом, из системного анализа изложенных выше норм видно, что законодатель, включив в п. 3 ст. 61.1 Закона о банкротстве положение о возможности применения норм института оспаривания сделок должника к действиям, направленным на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, процессуальным и другими отраслями законодательства Российской Федерации, дает однозначное понимание того, что «сделка» в Законе о банкротстве является понятием гражданско-правовым, хотя при этом сохранена возможность применения ко всем отношениям, возникшим на основании указанных выше отраслей законодательства гражданско-правовых правил оспаривания недействительного характера сделки.
Для иллюстрации сказанного можно смоделировать следующую ситуацию. Должник в преддверии банкротства пытается скрыть свое имущество. В этот момент очень нежелательно провоцировать налоговые органы на проверки, поэтому даже если претензии инспекторов необоснованны, может быть гораздо выгоднее их удовлетворить, нежели допустить тщательный контроль бухгалтерской и налоговой документации по своей хозяйственной деятельности. Однако Закон о банкротстве предоставляет внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов возможность применить к публичным налоговым отношениям гражданско-правовые правила оспаривания сделок должника и тем самым пополнить конкурсную массу (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2011 года N Ф06-4410/11 по делу N А12-4572/2010).
III. Процессуально-правовой статус конкурсных кредиторов. В отличие от материально-правового статуса процессуально-правовой характеризует возможности и положение конкурсных кредиторов в конкурсном процессе, под которым понимается порядок судебного разбирательства дела о банкротстве. То есть, здесь конкурсный процесс нужно рассматривать через призму норм арбитражного процессуального права. Таким образом, общий процессуальный статус конкурсных кредиторов определен в ст. 41 АПК РФ, в ней содержатся общие права и обязанности лиц, участвующих в деле. Также АПК РФ содержит нормы, которыми предусмотрены специальные права и обязанности исследуемых субъектов (г. 28 АПК РФ). Помимо АПК РФ, процессуальный статус конкурсных кредиторов определяется и иными законами: Законом о банкротстве и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 49-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
1. Инициация конкурсного процесса. Отличительной особенностью правового статуса конкурсных кредиторов (уполномоченных органов) от кредиторов в деле о банкротстве является наличие правомочия инициировать конкурсный процесс (возбудить дело о банкротстве). Предусматривая заявительный порядок реализации данного права, Закон о банкротстве также предусматривает ряд материальных и процессуальных оснований, должных предшествовать подаче заявления о признании должника банкротом. Данные основания явствуют из анализа норм Закона о банкротстве. К материальным относится:
1. Срок. а) Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. б) Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Срок неисполнения обязательств – 3 месяца 2. Размер неудовлетворенных должником требований по денежным обязательствам и (или) неисполненных обязанностей по уплате обязательных платежей. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей. К процессуальным предпосылкам относится наличие вступившего в силу судебного решения. То есть, для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
При этом, в соответствии с п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», применяя абз. 1 п. 3 ст. 6 и абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона, судам следует иметь в виду, что для возбуждения производства по делу о банкротстве требования, подтвержденные решением третейского суда, принимаются во внимание только в том случае, если имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, в связи с чем на основании п. 3 ст. 40 Закона такое определение должно быть приложено к заявлению кредитора. Данное правило не распространяется на порядок предъявления требований в деле о банкротстве в соответствии со ст. 71 и 100 Закона. В этом случае для требования, подтвержденного решением третейского суда, не требуется обязательного наличия определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения. При предъявлении такого требования против него может быть выдвинуто только возражение о наличии оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, предусмотренных ст. 239 АПК РФ или ст. 426 ГПК РФ. Если наличие таких оснований будет доказано, то рассмотрение указанного требования осуществляется судом по общим правилам как требования, не подтвержденного решением третейского суда.
Ну, а если требование заявителя подтверждено вступившим в законную силу определением арбитражного суда или суда общей юрисдикции об утверждении мирового соглашения, то, рассматривая вопрос о принятии такого заявления, судам будет необходимо проверять, имеется ли с учетом сроков исполнения обязательств, определенных мировым соглашением, такое предусмотренное п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве условие, как неисполнение обязательств в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и при его отсутствии отказывать на основании абз. 2 ст. 43 Закона о банкротстве в принятии заявления ( см. п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
2. Некоторые права конкурсных кредиторов и должника, призванные обеспечить баланс их правомочий. Следующим правомочием, которым обладают конкурсные кредиторы, является право ходатайствовать о применении обеспечительных мер. На основании ст. 46 Закона о банкротстве арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры в соответствии с АПК РФ. Целью включения данного правомочия в процессуальный статус кредиторов было ограничение (недопущение) злоупотреблений со стороны должника. Однако в законодательстве о банкротстве есть и нормы, которые призваны обеспечить защиту должника от необоснованных претензий кредиторов. Например, в ответ на ходатайство кредитора о применении обеспечительных мер он может заявить о встречном обеспечении со стороны кредитора, а в соответствии со ст. 47 Закона о банкротстве в течение десяти дней с даты получения определения о принятии заявления кредитора или заявления уполномоченного органа должник обязан направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору или в уполномоченный орган, а также представителю учредителей (участников) должника и (или) собственнику имущества должника - унитарного предприятия отзыв на такое заявление. Возлагая на должника обязанность по предоставлению отзыва на заявление, законодатель тем самым предоставляет должнику возможность раскрыть действительные причины неисполнения денежных обязательств, которые могут быть и не связаны с несостоятельностью должника.
3. Предъявление требований кредиторов к должнику. После подачи заявления конкурсного кредитора о признании должника банкротом арбитражный суд проверяет его обоснованность в судебном заседании, по результатам которого может быть вынесено одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Указанные определения могут быть обжалованы. Если требования кредитора признаны обоснованными, суд вводит наблюдение. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований, и включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Однако необходимо учитывать, что в названный тридцатидневный срок включаются нерабочие дни, а возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена. Требования кредиторов, предъявленные по истечении тридцатидневного срока для предъявления требований, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения, то есть, в соответствии со ст. 100 Закона о банкротстве. Это означает, что кредитор, предъявивший свои требования, будет обязан возместить арбитражному управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.
При определении суммы расходов на уведомление следует иметь в виду, что предусмотренное абз. 1 п. 2.1 ст. 100 Закона уведомление кредиторов осуществляется путем направления по правилам гл. 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещения, содержащего необходимую информацию, представителю собрания (комитета) кредиторов, а если он не избран - всем включенным в реестр кредиторов конкурсным кредиторам и уполномоченному органу. В извещении указывается наименование (фамилия, имя, отчество) предъявившего требование кредитора, размер, очередность и основания возникновения требования. При этом копии документов, подтверждающих заявленное требование, не высылаются; с данными документами кредиторы вправе ознакомиться у арбитражного управляющего (абз. 1 п. 2.1 ст. 100 Закона) и в суде (cм., например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2010 года N 18АП-4858/2010).
Следует также учесть, что в соответствии с п. 33 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» возникающие между арбитражным управляющим и кредиторами, предъявляющими требования, разногласия по поводу размера расходов на уведомление разрешаются судом в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве, при этом бремя доказывания обоснованности суммы расходов возлагается на арбитражного управляющего. При отказе кредитора, предъявившего требование, от возмещения расходов на уведомление кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, арбитражный суд возвращает указанное требование, о чем выносит соответствующее определение. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Таким образом, с момента принятия судом требования кредитора к рассмотрению у него возникает право заявлять возражения относительно требований кредиторов, которые были заявлены после того, как суд принял его требования к рассмотрению (п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»). Рассматривая заявление о включении требований конкурсных кредиторов в реестр, следует учитывать, что суд не разрешает спор по существу, а лишь допускает либо не допускает кредитора к разделу конкурсной массы. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность их удовлетворения. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано.
4. Обжалование определений арбитражного суда. Одним из ключевых процессуальных правомочий конкурсных кредиторов в деле о банкротстве является возможность обжалования определений арбитражного суда. Данный аспект урегулирован ст. 61 Закона о банкротстве. Также примечательна позиция ВАС РФ в этом вопросе. Как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 года N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с п. 3 ст. 223 АПК РФ определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства, отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. В таком же порядке обжалуются определения, предусмотренные п. 1 ст. 61 Закона о банкротстве. При этом судам следует иметь в виду, что данная норма не препятствует дальнейшему пересмотру указанных определений в кассационном и надзорном порядках, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным. Обжалование таких определений в апелляционной инстанции не является препятствием для совершения процессуальных действий по делу о банкротстве и основанием для приостановления их действия.
Таким образом, законодатель в рамках дела о банкротстве наделяет конкурсных кредиторов серьезным инструментарием для активного участия и влияния на конкурсный процесс.
Итак, на основании изложенного хочется отметить следующее. Правовой статус конкурсных кредиторов – сложное комплексное явление. Должник, оставляя своим кредиторам единственный способ возвратить свое посредством вступления в конкурсный процесс, не дает возможности заранее сориентироваться в правовом массиве, регулирующем банкротство. Поэтому кредитор, входя в одну из процедур, не имея полного представления о своих правах и обязанностях, допускает ошибки, которые могут, как минимум, затруднить возврат денежных средств, а в худшем случае вообще лишить причитающегося. Осознание своего правового статуса, конечно, повышает шанс удовлетворить свои требования из конкурсной массы, однако, этого мало. Необходимо еще уметь воспользоваться своим правом, а это, как представляется, приходит только с практикой. В связи с этим, если жизненная ситуация сложилась так, что впервые пришлось столкнуться с банкротством, либо нет уверенности в своих знаниях и навыках использования Закона о банкротстве, остается порекомендовать лишь одно – отдать эту проблему на откуп профессионалам, которые смогут помочь воспользоваться всей совокупностью предоставленных прав и своевременно исполнить обязанности.
Журнал "Система успеха" — сентябрь 2011 (№9) |