ОАО «Гордорстрой» — профессионализм, надежность, качество
Какие бы грандиозные планы не осуществлялись в стране и ее столице, всегда для этого нужны дороги и коммуникации — основные сферы деятельности ОАО «Гордорстрой» — давнего и уважаемого партнера ГК «ИРБиС». Открытое акционерное общество «Гордорстрой» — одна из старейших и известнейших организаций Москвы. Мало найдется компаний в Москве, связанных со строительством или эксплуатацией дорог и инженерных коммуникаций, в которых в той или иной мере не знали бы о «Гордорстрое». Являясь одной из крупнейших генподрядных дорожно-строительных организаций Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы, «Гордорстрой» за 80-летнюю историю своего существования внес огромный вклад в становление современного облика Москвы. Об истории организации, ее развитии, сегодняшнем положении и планах на будущее мы поговорили с генеральным директором ОАО «Гордорстрой» Сутягиным Андреем Юрьевичем.
Андрей Юрьевич, в первую очередь хотелось бы узнать, с чего все начиналось, при каких обстоятельствах возникла организация, которую сейчас мы знаем как ОАО «Гордорстрой». Отсчет своей истории «Гордорстрой» ведет с далекого 1931 года, когда из состава Облдорстроя специально был выделен городской отдел на правах хозяйственного треста. Создание треста было вызвано эпохой коренной реконструкции городского хозяйства Москвы по первому Генеральному плану. Трест был образован как хозяйственная единица, способная самостоятельно выполнять собственными силами весь комплекс работ, связанных со строительством дорог, для чего в его составе имелись конторы по строительству оснований, асфальтовых покрытий, асфальтобетонные и цементно-бетонные заводы, собственные карьеры, базы механизации и транспорта и даже конно-гужевой парк.
Какие работы трест, который сегодня называется «Гордорстрой», проводил в 30-е годы прошлого века? Это было бурное время перестройки дореволюционной Москвы на энтузиазме первых пятилеток. Тогда были проведены значительные работы в центре столицы по переустройству улиц и площадей с прокладкой закрытой системы водостоков и установкой наружного освещения. Наиболее известными объектами того времени были реконструкция Красной площади со снятием трамвая, реконструкция Садовых улиц в Садовое кольцо, расширение радиальных магистралей столицы.
А в военное время и после? С 1941 по 1946 годы трест именовался «Дормостстрой». Во время Великой Отечественной войны его работники трудились как в самой Москве, так и на подступах к ней на строительстве оборонных сооружений. В послевоенное время темпы застройки Москвы наращивались с учетом нового Генерального плана. Трест принимал самое активное участие в крупномасштабных работах по строительству инженерных сооружений и дорог в районах новых застроек, осуществлял строительство общегородских магистралей: на Самотечной площади, Комсомольского, Ленинского и других проспектов на Юго-Западе столицы, участвовал в строительстве Центрального стадиона в Лужниках.
В 60-80-хх годах с расширением Москвы до пределов Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) стали застраиваться микрорайоны Зюзино, Коньково, Медведково, Выхино и другие. Трест принимал участие в перекладке брусчатки на Красной площади, работах у телецентра в Останкино, сооружении транспортных тоннелей на Арбатской и Таганской площадях, строительстве Калининского и Пролетарского проспектов, реконструкции Варшавского и Алтуфьевского шоссе, Профсоюзной и Марксистской улиц. В это время осуществлялось строительство большого количества подземных пешеходных переходов и автозаправочных станций.
Олимпийские игры в 1980 году тоже не обошлись без участия «Гордорстроя»? Накануне XX летних Олимпийских игр в Москве трест принял участие в строительстве дорог и благоустройстве спортивных сооружений на проспекте Мира, в Крылатском, Олимпийской деревне. В 1981 году за многолетний вклад в развитие Москвы в связи с 50-летием со дня образования «Гордорстрой» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени»
Насколько мне известно, в 1993 году трест был преобразован в акционерное общество «Гордорстрой»… Началось новое время. Чем оно ознаменовалось? Конец XX и первое десятилетие нового века мы отметили строительством таких объектов как Звенигородское, Киевское, Боровское, Ленинградское, Варшавское шоссе, Севастопольский проспект, МКАД, Третье транспортное кольцо, магистраль Вешняки-Люберцы, Кожухово, Куркино, Южное Бутово, Щербинки. Только с 1993 года — года образования ОАО «Гордорстрой» — было построено и введено в эксплуатацию более 3,75 млн. кв.м дорог, 236 км водостоков, 101 км канализации, 29 пешеходных переходов и множество других объектов.
Андрей Юрьевич, с 90-х годов возникли рыночные отношения и конкуренция. Каким образом эти факторы сказались на работе «Гордорстроя»? «Гордорстрой», как и все остальные государственные предприятия, вынужден был принять условия нового времени и участвовать в борьбе за право работать и развиваться дальше. Была осуществлена приватизация, и трест стал акционерным обществом. При здоровой конкуренции должны снижаться цены на услуги. Но у нас в строительстве очень часто это происходит не совсем логично. В погоне за заказами доходит до абсурдов, когда на аукционах некоторые организации снижают цену на 30-40 %. Это в дорожном строительстве совершенно нереально. В итоге страдают результаты. Ведь проектная документация делается на основании нормативов, все расчеты ведутся тоже по нормативам с нормальным размером прибыли — примерно 10 %. Если прибыль оказывается ниже, то организация, предлагающая услугу в виде строительных работ, начинает работать себе в убыток. Хотя у всех акционерных обществ в уставах записано: основной целью является извлечение прибыли.
Предположим, ОАО «Гордорстрой» получает крупный заказ, в который входит полный комплекс работ по строительству. Все ли этапы вы выполняете собственными силами? Или работаете с привлечением специализированных организаций? Если условно поделить этапы работ, то складывается такая картина: в первую очередь делаются земляные работы, которые мы проводим сами. Этому способствует наличие большого количества собственной строительной техники, автотранспорта, средств малой механизации. С прокладкой дороги всегда строятся коммуникации: водостоки (дождевая канализация), обычная канализация (магистральная, к которой потом подключаются дома), телефонная канализация, наружное освещение — все эти работы мы тоже выполняем своими силами. Водопровод, теплосеть, газ (если есть) — этим занимаются специализированные субподрядные организации. Дорога же — земляное полотно, песчаное основание, технологические слои, асфальт, бортовой камень, — это все наша работа. Учитывая, что мы генподрядчики, наши инженерно-технические работники должны быть очень квалифицированными, уметь грамотно работать с субподрядчиками. Это и подтверждается уже долгие годы нашей деятельностью. В арсенале построенных нами объектов: улицы, площади, скверы и парки, городские водоемы и регулирующие (очистные) сооружения, речки в коллекторах и коллекторы для подземных коммуникаций, подземные пешеходные переходы, автозаправочные станции, водосточные и канализационные сети, телефонные и кабельные линии, наружное освещение и светофоры.
Есть ли у ОАО «Гордорстрой» филиалы? В состав акционерного общества входят филиалы — специализированные управления N 31 и 35, каждое из которых также имеет многолетнюю историю. Специализированное управление N 31 — старейшее управление акционерного общества, истоки которого идут от «Гордорстроя» 30-х годов, являющееся юридически правопреемником Строительной конторы N 2, образованной в составе треста «Гордорстрой» в 1946 году, позднее переименованной в СМУ-2, а в 1956 году — в СУ-31.
Специализированное управление N 35 было образовано в 1949 году при создании треста «Гордорстрой N 2» как Строительная контора N 3. Позднее переименовывалось в СМУ-3, а в 1956 году — в СУ-35. Оба этих управления имеют сильный «костяк» высококвалифицированных рабочих и ИТР (инженерно-технических работников).
Андрей Юрьевич, есть ли в инженерном строительстве Москвы организации с такой же биографией, как у «Гордорстроя»?
Безусловно. Многие из тех, кто сейчас работает на нашем рынке, начинали вместе с нами. «Дормост», «Мосводоканалстрой», «Мосгазсетьстрой», «Мосгоргидрострой» и ряд других. Конечно, в результате пресловутого кризиса мощности поубавились, снизились темпы и обороты, но квалификация таких организаций осталась очень высокая.
Ваши прогнозы на перспективы, на будущее? Мы очень надеемся, что ситуация будет меняться только в лучшую сторону, к тому же планов у нас великое множество, и цели мы перед собой ставим не на ближайшие год-два, а на более длительные сроки.
Каков штат сотрудников «Гордорстроя»? Кто они по специальности? При относительно небольшой численности работников (менее 1000 человек) мы имеем возможность за счет высокой квалификации своих инженерно-технических работников, бригадиров и рабочих осуществлять строительство различных по характеру и сложности объектов инженерного строительства в насыщенных подземными коммуникациями условиях города Москвы. Более 80% наших ИТР и специалистов имеют высшее образование и стаж работы 10-20 лет. Основные специальности рабочих — дорожные рабочие и монтажники наружных трубопроводов, подавляющее большинство которых тоже имеет многолетний стаж работы по специальности и квалификацию 4-го и 5-го разрядов. За большой трудовой вклад в строительство многие работники «Гордорстроя» отмечены правительственными наградами и высокими званиями, у нас работают кавалеры ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, «Трудовой славы» III степени, «Трудового Красного Знамени», заслуженные и почетные строители города Москвы.
О сотрудничестве «Гордорстроя» с ГК «ИРБиС» мы поговорили с ведущим инженером по информационному обеспечению Ивлевой Марианной Николаевной, которая рассказала о том, что ГАРАНТ является важным и нужным инструментом в работе ОАО «Гордорстрой». «Интересующие законы мы не ищем в сети Интернет или в печатных справочниках, а сразу обращаемся к системе. Пользуемся и справочной правовой поддержкой онлайн, посылаем запросы, оперативно получаем на них ответы. Но можем сказать и то, что большую роль в нашем с вами сотрудничестве играет отношение сотрудников ГК «ИРБиС» к нам как к клиентам. Когда вы приезжаете обновлять систему, то всегда рассказываете о новинках, обязательно поясняете, что где появилось, и как это можно найти в системе. Ваши сотрудники очень доброжелательны, располагают к себе и никогда не оставляют без внимания наши вопросы. То есть, в общем и целом у нас налажено очень приятное сотрудничество и рабочий диалог. Мы сработались».
Мы благодарим Сутягина Андрея Юрьевича и Марианну Николаевну Ивлеву за интересную беседу и предоставленную информацию. Желаем ОАО «Гордорстрой» успехов, процветания и достижения новых высот. Беседу провела Ирина Черешнева
Журнал "Система успеха" — сентябрь 2011 (№9) |