время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
На ваши вопросы отвечают юристы

 

 

 

 Якушевская Ольга - юрист, специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"Отвечает Якушевская Ольга,
юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"

 

 

 

 

 

 

  Каким образом в настоящее время решается  вопрос о выплате работникам компенсации за неиспользованный отпуск?

Согласно ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный оплачиваемый отпуск – это определенное количество дней, предоставляемых в распоряжение работника за выполнение им своих трудовых обязанностей в течение рабочего года. Рабочий год равен двенадцати календарным месяцам с момента трудоустройства работника.
Воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы может любой работник, независимо от того, в какой организации он работает, срочный или бессрочный у него трудовой договор, трудится ли он полное время или является совместителем. Кроме того, пойти в отпуск может даже иностранец, принятый на работу по трудовому договору при условии соблюдения законодательства о мигрантах.
Впервые реализовать право на отпуск можно по истечении срока, предусмотренного ст. 122 ТК РФ - шесть месяцев непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон отпуск может быть предоставлен и до истечения этого срока.
Общая продолжительность ежегодного отпуска по правилу ст. 115 ТК РФ составляет 28 календарных дней. Однако ст.ст. 115 – 119 ТК РФ предусмотрена возможность предоставления более длительных периодов отдыха, путем установления дополнительных отпусков за определенный характер работы, за ненормированный рабочий день, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ).
Обратите внимание, помимо Трудового кодекса РФ на трудовые отношения в нашей стране влияют также нормы международного права. Так, 1 июля 2010 Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 139-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции N 132)» Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной Организации Труда N 132 об оплачиваемых отпусках 1970 года (далее - Конвенция N 132).

Согласно ст. 8 Конвенции N 132 разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране. Если иное не предусмотрено соглашением между работником и работодателем и при условии что продолжительность работы такого лица дает ему право на это, одна из таких частей отпуска состоит по крайней мере из двух непрерывных рабочих недель.
Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска (две непрерывные рабочие недели) предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск  (ч. 1 ст. 9 Конвенции N 132). Несмотря на столь категоричное положение, Конвенция N 132 ни в одной своей статье не говорит о том, что неиспользованная часть отпуска «сгорает».
Соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией, или иным образом, в соответствии с национальными условиями, признаются недействительными или запрещаются (ст. 12 Конвенции N 132).
Российским законодательством предусмотрено 2 случая, при которых замена отпуска денежной компенсацией является правомерной и допустимой:

1. В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:
• беременным женщинам;
• работникам в возрасте до восемнадцати лет.

Денежная компенсация запрещена также в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

2. В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Работодателю также необходимо учитывать следующее обстоятельство: согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 25 января 2007 года N 131-О-О, работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную ТК РФ (в частности, ст.ст. 84.1, 136 и 140) обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска.

Таким образом,  трудовым законодательством Российской Федерации в настоящее время не предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации работнику за неиспользованный отпуск, за исключением 2 случаев:
• по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней;
• выплата денежной компенсации работнику за все неиспользованные отпуска при увольнении.

Тем не менее, в связи с ратификацией Конвенции N 132 в ближайшее время следует ожидать внесения небольших  изменений в  Трудовой кодекс РФ, которые в любом случае не должны снизить гарантии, уже предоставленные работникам.



______________________________________


 

Отвечает Перина Анастасия,
юрист / специалист информационно-правовой поддержки ГК "ИРБиС"

 

 

  Что такое модельный Налоговый кодекс? Кто его применяет и с какой целью создан данный нормативно-правовой акт?

Модельный Налоговый кодекс является модельным законодательным актом Содружества Независимых Государств (Модельным кодексом СНГ) и относится к модельному законотворчеству Межпарламентской Ассамблеи государств.

На основании п. 1.1., п. 1.3. Положения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 14 апреля 2005 года, модельное законотворчество – это деятельность Межпарламентской Ассамблеи по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства государств - участников Межпарламентской Ассамблеи и задачам интеграционного развития Содружества Независимых Государств. Модельный кодекс Содружества Независимых Государств - систематизированный законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей с целью сближения правового регулирования однородных сфер общественных отношений в государствах Содружества.
19 сентября 2003 года Решением Совета глав государств СНГ о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере утвержден План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере.
Мероприятия Плана направлены на поэтапное устранение барьеров во взаимной торговле, создание эффективной платежно-расчетной системы, формирование соответствующей правовой базы, позволяющей обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.
С этой целью Межпарламентской Ассамблеей государствами - участниками СНГ с 2000 по 2007 год велась работа над Модельным Налоговым кодексом для стран-участниц СНГ. Он состоит из Общей и Специальной частей, каждая из которых разделена на главы, регулирующие определенный спектр вопросов.
Так, Общая часть Модельного Налогового кодекса занимается вопросами, связанными с основными положениями, дает определение понятиям, терминам, характеризует принципы налогообложения и другие основополагающие вопросы.
Специальная часть модельного Налогового кодекса основывается на положениях Общей части и посвящена порядку исчисления и уплаты налогов и сборов.

Таким образом, каждая из глав Специальной части регламентирует вопросы, относящиеся к определенному виду налога:
Глава 1 - налогу на добавленную стоимость.
Глава 2 – акцизы. Акцизный налог.
Глава 3 - упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Глава 4 – подоходный налог с физических лиц.
Глава 5 – налог на прибыль.
Глава 6 – налог на имущество.
Глава 7 – земельный налог.
Глава 8 – государственная пошлина.


В преамбуле Общей части модельного Налогового кодекса говорится о рекомендательном характере данного документа. Рекомендации Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ - это предложения, правила поведения, принятые в установленном порядке в целях развития национального законодательства, а также сближения законодательства государств - участников Содружества по интересующим их вопросам в целях приведения законодательства этих государств в соответствие с положениями международных договоров, заключенных в рамках Содружества, и содействия синхронизации процедур их ратификации. Рекомендации издаются органами СНГ и касаются конкретных действий государств-участников.
Таким образом, модельный Налоговый кодекс был создан с целью решения социальных задач, стоящих перед государствами-участницами, реализации существующих договоров и соглашений, восполнения пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а тем самым, сближения налогового законодательства государств-участниц, а также повышение эффективности их взаимодействия в сфере налогового регулирования.

В соответствии с п. 8.1 Положения о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 14 апреля 2005 года, любые «Модельные законодательные акты публикуются в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств». В дальнейшем модельные законодательные акты направляются в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи.
Парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи принимают меры по регламентации процедур рассмотрения поступивших модельных законодательных актов в комитетах (комиссиях) парламентов государств - участников Межпарламентской Ассамблеи и использования в нормотворческом процессе – п. 8.2  Положения.

Что касается использования модельных законодательных актов, то оно может осуществляться в следующих формах:
- разработка и принятие на их основе парламентами этих государств внутригосударственных нормативно-правовых актов;
- внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи.

Комитеты (комиссии) парламентов государств - участников Межпарламентской Ассамблеи рассматривают поступившие модельные законодательные акты в соответствии с внутренними регламентами – п. 8.3 Положения.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время в Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс РФ. Модельный Налоговый кодекс носит лишь рекомендательный характер,и,  теоретически, существует для сглаживания разногласий между законодательствами стран-участниц.


 

Журнал "Система успеха" - октябрь 2010 (№10)
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены