время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow Новое законодательство о старом
Новое законодательство о старом

 

юрист Компании

 

Чернышева Ольга,
руководитель группы правового консалтинга ГК "ИРБиС" 

 

 

 

C 1 января 2008 года вступает в силу Часть четвертая Гражданского кодекса РФ, что завершает осуществляемую поэтапно, начатую в 1994 году, кодификацию нового гражданского законодательства России.

 

Новая часть ГК является результатом работы по полной консолидации и систематизации в составе Кодекса всего гражданского законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Текст четвертой части был опубликован более чем за год до вступления в силу, и сразу же привлек к себе всеобщее внимание. Вполне понятно, что особый интерес вызвали новые объекты интеллектуальных прав. Отныне в ГК включен институт, касающийся такого широко используемого на практике объекта охраны, как права на фирменное наименование, в отношении которого до настоящего времени не существовало единого законодательного регулирования.
Именно новому правовому регулированию фирменного наименования и посвящена данная статья.
ГК РФ не содержит нормативного определения понятия «фирменное наименование», однако указывает на его значение и требования к содержанию. Из текста статьи 1473 ГК следует, что фирменное наименование – это средство индивидуализации коммерческой организации, закрепленное в ее учредительных документах и едином государственном реестре юридических лиц.
Фирменное наименование имеет две составляющие: указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно наименование.
Разделение в статье 1473 понятий «наименование» и «фирменное наименование» не соответствует норме  статьи 54 ГК РФ, в которой сказано, что  юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.  
Кроме того, по новым требованиям Кодекса юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, что противоречит пункту 1 Приложения № 2 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», в соответствии с которым к Сведениям о юридическом лице, включаемым в запись Единого государственного реестра юридических лиц, относятся наименование юридического лица (полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование), в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. Внесение в ЕГРЮЛ сокращенного фирменного наименования при реализации коммерческим юридическим лицом своего права на его указание действующим законодательством не предусмотрено.
Императивный характер носит запрет на включение в фирменное наименование следующих словоформ:
 - полных или сокращенных официальных наименований Российской Федерации, иностранных государств, а также слов, производных от таких наименований;
 - полных или сокращенных официальных наименований федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
 - полных или сокращенных наименований международных и межправительственных организаций;
 - полных или сокращенных наименований общественных объединений;
 - обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

 
Ранее ограничение (а не запрет) на включение в название организаций слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный» и образованных на их основе слов и словосочетаний было установлено Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация».
При нарушении вышеуказанных требований к фирменному наименованию законодатель предусмотрел новый способ защиты гражданских прав – возможность предъявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, иска о понуждении к изменению фирменного наименования.Фирменное наименование
Следующим нововведением является запрет на распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования).  Данная норма статьи 1474 существенно меняет понятие договора коммерческой концессии. Если до 1 января 2008 г. по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д., то с введением в действие Части четвертой ГК в статью 1027 будут внесены изменения. Так, по договору коммерческой концессии может быть предоставлен комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). При этом статьей 1476 предусмотрено, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, товарном знаке или знаке обслуживания.

 

Также следует обратить особое внимание на то, что с 1 января 2008 г. в соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допустимо использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Данное ограничение введено с целью защиты исключительного права на фирменное наименование. Однако, законодательно не раскрыто понятие нового термина -  «аналогичная деятельность».

 

Предположим, одно из юридических лиц обратится за судебной защитой исключительного права на фирменное наименование.  Поскольку не предусмотрены какие-либо критерии аналогичности деятельности, не представляется возможным установить способы доказывания позиции истца, защищающего свое исключительное право на фирменное наименование.

 

Каждая коммерческая организация, имеющая фирменная наименование, осуществляет аналогичный вид деятельности – предпринимательскую.
Сопоставление видов деятельности, указанных в Уставах двух юридических лиц, не будет правомерным, поскольку в учредительных документах указываются цели и задачи деятельности, которые содержат более широкий перечень видов деятельности, чем действительно осуществляемый.
Установление аналогичности по присвоенным кодам ОКВЭД также недопустимо, так как наличие того или иного кода у организации не обязывает ее реально осуществлять такой вид деятельности.
Сопоставление по роду деятельности в случае его указания в наименовании, например, «строительство», «консультирование», «агентирование», также малоэффективно в связи с общностью данных понятий.


Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что вступление в силу Части Четвертой Гражданского кодекса РФ вызовет множество неясностей и трудностей, как у правообладателей, так и у правозащитных и правоприменительных органов. В связи с чем защита нового объекта интеллектуальных прав – исключительного права на фирменное наименование – с 1 января 2008 г. будет осложнена пробелами и коллизиями российского гражданского законодательства.

 

__________________

Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Группу правовых услуг Центра налогового и правового консультирования по телефону: (495) 225-0102

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены