время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная
Маэстро и оркестр ...

 


Почти за два года существования нашего издания, уважаемые читатели, мы познакомили вас с редакцией ведущей российской газеты, с компанией – мировым производителем электроники, с детскими театрами, медицинским учреждением, факторинговой и строительной компаниями, кондитерской фабрикой, рекламным агентством, мемориальным музеем космонавтики…

Пришло время рассказать и о нашем давнем партнере - Московском Государственном Академическом Симфоническом Оркестре (МГАСО) под управлением Павла Леонидовича Когана - дирижера, Народного артиста РФ, лауреата государственной премии РФ, академика Российской Академии искусств, кавалера Ордена за заслуги перед Отечеством IV степени, кавалер Ордена «Дружбы».

 

 

Численность коллектива Московского Государственного Академического Симфонического Оркестра составляет 172 человека, из них – 130 музыкантов, остальные сотрудники выполняют административную функцию. Работа администрации кипит здесь безостановочно – огромный штат, великое множество музыкальных инструментов, сценические костюмы, государственное бюджетирование, выезд более ста человек на гастроли  - по России и за рубеж… Все это должно быть  отлажено, документировано, организовано, согласовано и учтено. Управляет этой сферой   – заслуженный артист России, директор МГАСО.

Олег Владимирович МухинОлег Владимирович, расскажите, пожалуйста, как заслуженный артист России занял пост директора симфонического оркестра?
Скорее всего, - это традиция (улыбается). Очень часто администрированием оркестра или иного творческого коллектива занимаются люди, которые вышли из этой же самой среды. Ведь для того, чтобы грамотно вести все дела оркестра, необходимо обладать определенным багажом специфических знаний. Особенности этой сферы деятельности предполагает руководителя, знающего инструменты, музыкантов, знакомого с гастролями и их организацией. Большая часть наших сотрудников –  творческие личности – совершенно обособленная категория людей, которую нельзя определить в какие-либо рамки среднестатистического коллектива среднестатистической организации.  Здесь к каждому нужен свой подход, чтобы ими управлять, надо очень глубоко понимать их сущность. Поэтому традиционно на руководящие должности в музыкальные коллективы идут люди, которые сами участвовали не год и не два в деятельности оркестра.  А я более двадцати лет я служу в МГАСО под управлением Павла Когана. Хотя здесь нужно понимать, что я могу отлично знать всю творческую «кухню» своего коллектива, но мне может не хватать каких-либо знаний в области финансирования, бухгалтерии, каких-то расчетов или организаторских моментов. И для этого со мной работает еще команда специалистов – кадровые служащие, юристы, бухгалтеры,  пресс-секретари…

В этом году у МГАСО две знаменательные и замечательные даты…
Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр в этом году празднует юбилей -  65 лет со дня своего основания. 11 декабря 2008 года этому знаменательному событию будет посвящен концерт в Большом зале консерватории, 1600 мест в котором займут друзья и партнеры ведущего в России симфонического оркестра. Юбилейный концерт посетят  члены правительства Российской Федерации, послы дипломатического корпуса, руководители различных известных фирм и других организаций, которые так или иначе участвуют в деятельности МГАСО. В первом отделении праздничного мероприятия  гостей будет радовать  юбиляр, а во втором отделении выступят с поздравлениями близкие нам творческие коллективы, артисты, театральные деятели… В следующем году у нас еще один юбилей - 20 лет исполнится с того момента, как Павел Коган возглавил Московский Государственный Симфонический Оркестр. Это произошло в 1989 году. Обстановка в то  время была достаточно зыбкой как в стране, так и в творческой среде. Однако на волне демократизации оркестранты в первый и в последний раз получили возможность самостоятельного выбора главного дирижера. Вот они и отказались работать с предшественником Павла Леонидовича и предложили Маэстро принять оркестр. А затем единодушный выбор коллектива был подкреплен официальным назначением.
20-летие работы Павла Когана с оркестром – очень знаменательная для нас дата, ведь  с его приходом у нас, перефразируя название картины Мартироса Сарьяна, началось новое «время жизни». Под управлением  Павла Леонидовича МГАСО получает статус «академического», вносится в список ведущих творческих организаций, работникам которых установлены повышенные оклады, становится одним из самых востребованных коллективов России, организуется активная зарубежная гастрольная деятельность, которой до Маэстро в оркестре просто не существовало.
Значительным шагом вперед стало расширение творческого диапазона МГАСО за счет включения в репертуар произведений западных классиков, которые, по мнению Павла Когана, в высшей мере дисциплинируют и воспитывают творческий коллектив.
Своего рода визитной карточкой «оркестра Когана» (как МГАСО уже давно называют во всем мире) стало исполнение масштабных музыкальных произведений. Это все симфонии Бетховена, Мендельсона, Брамса, Шумана, Шуберта, Брукнера, Сибелиуса, Чайковского, Дворжака, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, а также все симфонии и вокальные циклы Малера. Павел Коган убежден, что репертуар оркестра должен постоянно расширяться, а появление новых произведений в «копилке» коллектива – не только освоение нового материала, но и творческое переосмысление и совершенствование своих собственных подходов и интерпретаций.
Первого октября мы открываем новый сезон 2008-2009 года, в котором и отметим эти две значимые для нас даты.

Чем занимается оркестр в межсезонье?
Для нас сезон длится с сентября по май, приблизительно так же, как и учебный год. Летом весь оркестр около месяца отдыхает, остальное время – шесть дней в неделю - идут репетиции и подготовка к новому сезону. Сезон этого года мы открыли недельным туром по Италии.

Сотрудничает ли оркестр с другими музыкальными коллективами?
Чаще всего мы выступаем с государственной хоровой капеллой имени А. Юрлова. Это давний творческий тандем, который снискал особенную любовь наших слушателей.     

На гастроли тоже можете выезжать с капеллой?
Оркестр – это 130 музыкантов, а капелла – еще 100.
Понятно, что вывезти за границу такое количество людей просто невозможно. В гастролях принимают участие две стороны – приглашающая и наш оркестр.  Ведутся переговоры о концертах, об их графике,  причем расписание и условия обговариваются за несколько лет вперед. Сейчас у нас, например, уже полностью составлен график туров до 2011 года, ведь одно дело - послать в какой-то город двух человек разговорного жанра, и совсем другое -  вывезти за пределы страны симфонический оркестр в полном составе и со всеми музыкальными инструментами: «для перевозки музыкальных инструментов и реквизита оркестра нужна грузовая машина (фура), объем 50 куб.м., длина 12 метров, высота 2,20-2,50, ширина - 2,5040 метров» (из райдера МГАСО). Перевозка за границу музыкальных инструментов доставляет немало хлопот организаторам турне, невероятно сложно нам проходить и таможенный контроль. К сожалению, у нас не все музыкальные инструменты являются предметами особой культурной ценности (улыбается), но доказывать это приходится при каждом пересечении границ Российской Федерации.

Кто финансирует деятельность МГАСО?
Мы находимся на государственном финансировании, но у нас есть и внебюджетные доходы. В первую очередь - это гонорары за проведение концертов в Большом зале Московской консерватории и в Концертном зале имени П.И. Чайковского. На эти программы всегда можно купить абонемент, и поход на выступление оркестра будет не только приятным, но и выгодным (улыбается).  Конечно, существует и поддержка спонсоров,  ведь гастроли априори являются убыточными - на них заработать в принципе невозможно – слишком велики расходы. Но представление за рубежом оркестра с мировым именем  принципиально важно для общекультурного престижа нашей страны. Такая великая держава как Россия всегда, во все времена, представляла  на мировой арене лучшие примеры искусства – музыки, живописи, поэзии…
А благодаря Павлу Когану, за последние 20 лет оркестр получил мировое признание, он - один из самых известных оркестров России и мира в целом, об этом собственно и свидетельствует наша активная гастрольная деятельность и посещение порядка 50 стран мира.

Приглашения на гастроли регулярны? От чего это зависит?

Интерес к оркестру, его творчеству и к Павлу Когану есть всегда. Вопрос тут в другом –насколько принимающая сторона готова  взять на себя финансовые обязательства по обеспечению запросов оркестра. Открою секрет – наши музыканты никогда не живут в гостиницах ниже 3*, не передвигаются по маршрутам на технически несовершенных автотранспортных средствах и т.д. Все это стоит больших денег. Но для нас это важно. Ведь мы готовим программу концертов  (к ней очень серьезный подход) и здесь мы безупречны. У нас самый широкий репертуар, из сезона в сезон нет ни одного повтора произведений, и сезон с сезоном никак не пересекаются. Это говорит о высоком профессиональном уровне наших музыкантов и о серьезном творческом подходе художественного руководителя к репертуару своего оркестра. Мы не идем по коммерчески выгодному пути, потому что с точки зрения коммерции выгодно взять самую простую музыку, лучше такую, для исполнения которой будет задействован минимальный состав оркестра, и ездить по городам и странам с этой программой.  Для нашего же художественного руководителя дело принципа – привезти слушателю музыку, которая будет интересна, которая произведет впечатление – даже несмотря на титаническую работу, предшествующую получению яркого артистического результата.
Но не все страны готовы финансировать наш приезд, да и в Европе нет уже прежнего процветания. Но, тем не менее, каждый год у нас очень плотный гастрольный  график, список посещенных нами стран говорит сам за себя, проще назвать страны, где мы не были, чем те, которые мы посетили, и в которых наши выступления сопровождали постоянные аншлаги.

А как проходят гастроли в ближнем зарубежье, например, за последние пять лет?
Тут тоже все складывается удачно. После Италии мы едем в Одессу (Украина), ежегодно мы представляем Россию и на крупнейших мировых фестивалях в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии. Коллектив является постоянным участником российских фестивалей «Московские звезды», «Русская зима» в Москве, Международного музыкального фестиваля в Сочи. В связи с проведением концертов, посвященных 105-тилетию Арама Хачатуряна, мы едем в Армению, Белоруссию. Несмотря на всю ту политическую обстановку, которая имеет место в современном мире, наш главный дирижер принципиально считает, что именно в случае обострения международной обстановки на нас ложится основная ответственность, потому что в самые тяжелые моменты именно культурные связи должны помогать удерживать народы рядом друг с другом. Да и создан был наш оркестр в 43-м году - в разгар Великой Отечественной Войны, в момент ее перелома, что для нас тоже очень знаково. Вот с тех пор мы и трудимся, сохраняя и приумножая традиции.

 Деятельность вне сцены столь же насыщена?
Работа « за кулисами» достаточно объемная и хлопотная. Зритель видит и слышит только самую достойную и самую творческую часть деятельности нашего коллектива,  зачастую не догадываясь о том, какая большая административная и художественная работа ведется для того, чтобы  можно было наслаждаться качественным  и виртуозным исполнением шедевров классической музыки.  В бюджетной сфере есть две проблемы - первая - деньги заработать и получить, вторая - заработанные деньги потратить, потому что иногда их потратить столь же сложно, как и получить, по причине очень существенного зажима со стороны законодательства. Поэтому мы, собственно,  активно работаем и с ГК «ИРБиС», и с вашим Центром налогового и правового консультирования, и с системой ГАРАНТ, которую вы поставляете и обслуживаете. Делаем мы это именно с целью  упрощения собственных задач. Мы стремимся как можно больше пользы получать от организаций, которые оказывают оптимально качественные услуги. С вашими юристами, например, очень плотно работаем по вопросам процедуры официального размещения госзаказов. Понятно, что мы могли бы и здесь держать специалиста, который бы этим занимался, но это должен быть достаточно узкоспециализированный профессионал, который для нас стоил бы слишком дорого, а объем выполняемых им задач был бы значительно меньше 40 часов в неделю. А так у нас есть возможность периодически, по мере необходимости пользоваться услугами первоклассных специалистов, которых нам предоставляет ГК «ИРБиС» на взаимовыгодных условиях. Если же говорить о самой системе ГАРАНТ, то значимость ее в бюджетных, государственных учреждениях в разы превышает ее необходимость в коммерческих организациях. Потому что деятельность бюджетных учреждений регулируется огромным количеством законов, протоколов, правовых документов самого различного характера, эти документы постоянно актуализируются, обновляются, у нас не проходит недели, чтоб не вышло какого-либо важного документа, прямо относящегося к нашей деятельности. Около пяти лет назад была проведена реформа органов исполнительной  власти, когда мы были переподчинены из министерства культуры новому федеральному агентству по культуре и кинематографии. И это ведь был не просто переход, а по сути - создание нового органа с совершенно иными принципами управления, и количество новых документов, которые нам пришлось за эти годы получить, изучить, реализовать, просто превышает все мыслимые размеры. Естественно, без доступа к актуальной информации мы качественно это сделать просто не смогли бы, но прошло пять лет, это агентство расформировали, и теперь мы снова будем подчинены министерству культуры. И опять будет огромное количество нормативных документов, которые нужно будет изучать и применять на практике. Знание той пользы, которую может принести справочная правовая система, нам позволяет ее максимально популяризировать в среде сотрудников МГАСО. Надо считаться с тем, что общий образовательный уровень большого количества бухгалтеров, иногда даже юристов,  я уж не говорю о работниках кадровых служб, говорит о том, что многие из них понятия не имеют о том, что те или иные вопросы можно решать с помощью справочной правовой системы. Для меня очевидно, что у справочных систем очень большой задел в развитии, но он должен быть связан с качественно иным уровнем именно обучения пользованию ими.  Ведь у многих людей просто элементарная боязнь перед чем-то новым, у некоторых нет изначального понимания, насколько ценный продукт им предоставляется, насколько он способен облегчить профессиональную деятельность, и только если человек искренне сам заинтересован в использовании нормативных баз, эффективность будет достигнута. Я сам на личном примере, будучи человеком достаточно творческим, не сразу в этом убедился, а  убедившись, приучаю свой персонал пользоваться справочными правовыми системами и извлекать из этого оптимальную пользу. На мой взгляд, ваша Компания обладает необходимым потенциалом  предоставляемых услуг тем, кто в них заинтересован.  ГАРАНТом у нас пользуются все – и бухгалтерия, и юристы, и кадровая служба, и служба эксплуатации здания, и администрация, и дирекция.

Велик ли объем юридической работы в МГАСО?
Юридическая работа, касающаяся нашего оркестра, происходит следующим образом: мы работаем с юристами вашей компании на тему размещения госконтрактов; отдельно мы работаем и с юристами из независимой организации, которая оказывает  узкоспециализированные услуги государственным и культурным учреждениям  - музеям, театрам, оркестрам. Павел Леонидович КоганПотому что, еще раз подчеркиваю, степень проблем, которые создает государство для бюджетных организаций, в разы превышает трудности коммерческих организаций. А юристы этих специализированных агентств поименно знают   весь состав правовых и финансовых управлений, ведущих министерств, то есть они знают в лицо обоих участников процесса. Вот такими силами мы и справляемся (улыбается).

Павел Леонидович Коган – человек – легенда своего времени… Какой он на Ваш взгляд?

Это уникальный человек. Надо понимать, что наш коллектив последние 20 лет не просто прожил и проработал, а прошел за эти годы через огонь, воды и медные трубы. Потому что порой само существование оркестра висело на волоске, существовал серьезный финансовый кризис, некоторые музыканты в тот момент не выдержали и ушли из коллектива. И только благодаря авторитету Маэстро многие остались и пережили неприятные моменты.
А в 2006 году нашему коллективу, в числе ведущих коллективов страны, был выделен грант от правительства Российской Федерации в размере 50 миллионов рублей в год, то есть мы ощущаем поддержку государства… да и его признание - тоже.
Особенность же художественного руководителя в России заключается в том, что, к сожалению, его работа не может ограничиться исключительно творческой  деятельностью.

Для того  чтобы такой огромный коллектив существовал,  художественному руководителю приходится проводить колоссальный объем работ, связанных с взаимодействием со всеми органами власти, с коммерческими структурами.

Дмитрий Зернов

А для этого у руля должен стоять поистине уникальный человек. Каким и является Павел Коган.

 

Беседу провела Ирина Черешнева
 
 
Информационно сопровождение
осуществляет Дмитрий Зернов
 
Журнал "Система успеха" - октябрь 2008 (№10)
 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены