время/дата
О системе ГАРАНТ      Наши услуги      Контакты    
Главная arrow Аналитические статьи юристов arrow «Помоги стране - купи имущество»
«Помоги стране - купи имущество»

 

Миронова Анна

Миронова Анна,
руководитель Группы
информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое полугодие 2008 года с большим или меньшим успехом преодолено, а процесс плановой приватизации отдельных предприятий в стране продолжается. Давайте попробуем разобраться, каким именно организациям стоит срочно озаботиться проблемой приватизации, а каким пока можно просто насторожиться и приготовиться.

 

 

Прежде всего, обратимся к документу, на основании которого, все, собственно, и происходит – это Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон N 178-ФЗ). Именно этим законом была установлена правовая основа приватизации. Будьте внимательны! Мы сейчас не затрагиваем столь волнительную тему приватизации жилья, вопрос более серьезный, поскольку среди участвующих лиц здесь могут быть не только граждане!

Итак, читаем: «Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц» (ст. 1). Теперь переводим на более понятный язык: приватизация – это, по сути, продажа имущества государства, субъектов РФ или муниципалитетов физическим или юридическим лицам. Основное отличие такой продажи в несколько усложненном процессе, при соблюдении которого любой гражданин или организация может стать счастливым обладателем предлагаемого к продаже имущества или акционером какого-нибудь общества, выбывшего из-под опеки государства.
Государство уже достаточно давно проводит политику фактического «избавления» от федерального имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий РФ, а также производит дальнейшее сокращение числа федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и, соответственно,  формирование доходов федерального бюджета. Да-да! Приватизация является одним из способов пополнения так называемой «казны».
На 1 января 2007 года Российская Федерация является собственником имущества 6533 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 3997 акционерных обществ. Вспомните, со сколькими, например, ФГУП Вы имели честь сотрудничать или хотя бы просто слышали о них? Хотите стать совладельцем одного из таких «преобразованных» предприятий? Читайте дальше!

Согласно Закону N 178-ФЗ выделяют следующие категории имущества, подлежащих приватизации:
1. Имущественные комплексы унитарных предприятий (то есть - те самые ФГУП).
2. Акции открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда (это сложно, подсчитывать не стоит – Правительство уже позаботилось об этом).
3. Иное имущество, не отнесенное к вышеозначенному (в общем, это то, что не попало в предыдущие две категории, но, тем не менее, его тоже очень хочется продать).
Способы приватизации определяются в зависимости от категории имущества:
1. Приватизация имущества, отнесенного к первым двум категориям, осуществляется исключительно путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ за пределами РФ либо посредством внесения федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
2. Имущество, отнесенное к третьей категории, помимо вышеуказанных способов может быть приватизировано на конкурсе путем продажи на бирже, путем публичного предложения, путем продажи имущества по результатам доверительного управления и другими способами. Однако использование названных способов допускается только в случаях признания несостоявшимися аукционов (специализированных аукционов).

Не будем сейчас углубляться в детали, и пытаться разобраться по каждому пункту – это достаточно скучно. Для участия в вышеозначенном Вам все-таки придется почитать Закон N 178-ФЗ - в нем порядок расписан более подробно с перечислением всех основных документов, которые надлежит подготовить и продавцу и покупателю.
Отметим только, что, например, «преобразование унитарного предприятия в ОАО» означает, что какой-нибудь ФГУП, ранее известный как «Швец и жнец», занимающийся  пошивом одежды и ковкой чего-нибудь горячего под зорким взглядом государства, после «пре-о-бра-зо-ва-ни-я» (в процессе чего появляются еще и «передаточный акт», и «регистрация в налоговой», и «бесчисленное количество акционеров»…) вдруг становится ОАО «Полный фэшн», выпускает много-много акций и старается изо всех сил избежать того самого ясного и пристального взгляда государства!
Что касается остальных способов, то здесь действует одно главное правило – передать в хорошие руки… А хорошие руки, господа, это те, которые хорошо платят. Небольшая аналогия – представьте себя на обычном рынке. Что Вы постараетесь сделать по традиции, благополучно оставленной нам из прошлого века? Правильно – снизить цену, для чего будете торговаться и перемещаться от продавца к продавцу. А вот что происходит при таком способе приватизации, как аукцион с закрытой формой подачи заявок: организаторы получают от всех желающих эти самые заявки с указанием суммы, с которой они готовы расстаться, затем выбирают наиболее выгодное предложение и вот – лавры победителя уже на новом собственнике.

Надо сказать, что каждый из вышеперечисленных способов потребует от предприятия, желающего или же обязанного принять в этом участие, мобилизации всех своих ресурсов. Это и юридический отдел - для изучения правовых аспектов, и бухгалтерия – для определения финансовых возможностей, кому-то может понадобиться и пресловутый административный ресурс – уж больно специфичны объекты и субъекты приватизации… Это может относиться, например, к тем самым унитарным предприятиям, которым предстоит в ближайшем будущем преобразоваться в открытые акционерные общества. Чего стоит одно только общение с налоговой инспекцией по вопросу регистрации преобразованного предприятия. Возможно, многим понадобится помощь фирм, профессионально занимающихся указанными вопросами и, естественно, придется изучить множество документов. В качестве одного из них можем порекомендовать Письмо Минимущества РФ от 6 июня 2002 года N АБ-2/10099 «О порядке приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».
Обратите внимание, что приватизировать можно будет не все федеральное/муниципальное и прочее имущество, а только то, на продажу которого Правительством Российской Федерации «дано добро».   На сегодняшний день действует Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2007 года N 543-р) (с изменениями от 28 ноября, 12, 29 декабря 2007 года, 30 января, 7, 16, 21 апреля, 6, 7, 15, 28 мая 2008 года).
Прогнозный план разрабатывается ежегодно и содержит перечень ФГУП, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.
Согласно последнему Прогнозному плану, в 2008 - 2010 годах к продаже предлагаются (за исключением включенных в перечень стратегических акционерных обществ или обществ, участвующих в формировании интегрированных структур – их государство еще не готово отдавать):
1) пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании ФГУП;
2) пакеты акций, размер которых не превышает 50% уставного капитала соответствующих акционерных обществ;
3) пакеты акций акционерных обществ топливно-энергетического, энергостроительного и строительного комплексов, внешнеэкономических организаций, гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционерных обществ машиностроения (а вот над этим пунктом, согласитесь, можно призадуматься, а если хватит средств, еще и прикупить!).
Кроме того, согласно п. 2 Прогнозного плана планируется также приватизировать 12 долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, а также 101 объект иного федерального имущества.

Вам интересно, какие конкретно организации в ближайшее время должны пройти этот нелегкий путь? Тогда ознакомьтесь с подробным поименным перечнем соответствующих предприятий с указанием их основных характеристик, который изложен в Прогнозном плане на 2008 год – документ доступен в системе ГАРАНТ. Отметим только, что среди наиболее значимых объектов федерального имущества в 2008 году приватизируются находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ «ВО «Технопромэкспорт», «Киностудия «Ленфильм», Хлебозавод N 12 (г. Москва), Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах», (г. Москва), АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития» (г. Москва).
Кстати, те предприятия, которые уже попали в указанный Прогнозный план, тем не менее, имеют возможность «отодвинуть» неумолимо надвигающуюся приватизацию, обратившись в суд. Так, например, Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2007 года N 10076/07 признано недействительным положение распоряжения Правительства РФ от 29.04.2007 г. N 543-р в части включения государственного унитарного предприятия Экспериментальный завод «Хладопродукт» в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году. 

А Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2007 года N 10081/07 распоряжение Правительства РФ от 29.04.2007 года N 543-р признано частично недействительным, поскольку включение конструкторского бюро в прогнозный план приватизации федерального имущества без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, а также требования федерального законодательства. Подобного рода решений было уже более десяти, сейчас все предприятия, успешно отстоявшие свои права, в буквальном смысле «вычеркнуты» из Прогнозного плана и к приватизации пока не готовятся.
Ну, и напоследок, снова о материальном. Если приватизация пойдет по плану, то в 2008 году в федеральный бюджет поступит 12 миллиардов рублей, а в 2009 - 2010 годах ожидаются поступления в размере 12 миллиардов рублей ежегодно. Что ж, будем надеяться, что процесс «распродажи» завершится благополучно и имущество все-таки попадет в «хорошие» руки!

Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Группу правовых процедурных услуг Центра налогового и правового консультирования по тел. 225-0102.

 
 

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на три дня!

 



Группа компаний «ИРБиС»
Copyright © 2024. Все права защищены