Миронова Анна, руководитель Группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС» 1 января 2008 года в стране было ознаменовано не только всеобщим празднованием Нового года и борьбой с последствием оного празднования, но и вступлением в силу весьма любопытного документа - Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон N 209-ФЗ), который сменил ранее действовавший Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон N 88-ФЗ). Прежде всего, обратите внимание на названия законов: если раньше необходимо было «поддерживать», то есть всячески помогать малому бизнесу, на что было брошено немало сил (по крайней мере, судя по высказываниям политиков), то теперь все качественно изменилось! Очевидно, законодатели пришли к выводу, что число малых и средних предприятий достигло определенного значения, в разделе «Создать малый/средний бизнес» можно поставить «галочку», и теперь наступило время дальнейшего «развития» всего столь своевременно возникшего. Итак, новая задача определена – «Немедленно развивать!», видимо, в сторону укрупнения… Однако не все так просто! Если обратиться к тексту Закона N 209-ФЗ, то окажется, что изменились не только приоритетные задачи, но и сами критерии малого/среднего бизнеса. Многие «бизнесмены» еще в прошлом году с беспокойством вглядывались в статьи нового документа, пытаясь понять, будут ли они и в 2008-м году такими же «малыми», или же их посчитали достаточно «взрослыми», чтобы жить по общим правилам. Причем, начинать жить по-новому пришлось всем, кто не соответствовал этим правилам, с июля 2008 года. Законодатель целых шесть месяцев 2008 года не обращал на такие предприятия свой грозный взгляд, может быть, в надежде, что они все-таки смогут привести свои показатели в соответствие с вновь установленными. Хотя, возможно, все не так уж страшно. Давайте произведем небольшой обзор критериев.
Отметим, что само понятие «субъект малого предпринимательства» расширилось за счет отнесения к нему не только малых предприятий, но еще и микропредприятий и средних предприятий. Общий для всех них критерий – доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных органов власти, иностранных юридических/физических лиц, общественных организаций и просто юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями. Эта доля не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде). Такое положение было в Законе N 88-ФЗ и вряд ли способно напугать наш малый бизнес.
Второй критерий также давно известен – средняя численность работников. Что интересно – верхняя планка в новом законе поднялась до 250 человек. Именно по данному критерию закон впервые выделяет микропредприятие (до 15 человек) и среднее предприятие (от 101 до 250 человек). Численность работников просто малого предприятия варьируется от 16 до 100. При подсчете средней численности во внимание принимаются все его работники прошлого календарного года, в том числе, работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
И, наконец, самый волнительный критерий, совершенно новый – это предельная выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в соответствии с налоговым законодательством – без налога на добавленную стоимость, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) – на основании законодательства о бухгалтерском учете. Именно этот критерий все так долго ждали, потому что предыдущие два в целом и так должны были выполняться, поскольку перешли, в общем-то, «по наследству». Долгое время было вообще непонятно, будет ли данный критерий определен правительством РФ до 2010 года. И вот – 22 июля 2008 года Постановлением Правительства N 556 предельные значения выручки установлены! Мало того, постановление имеет обратное действие и распространяется на правоотношения, возникшие аж с 1 января 2008 года! Вы хотите знать, имеет ли право Ваше предприятие теперь называться малым? Читаем: «Установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: - микропредприятия - 60 млн. рублей; - малые предприятия - 400 млн. рублей; - средние предприятия - 1000 млн. рублей». Если предприятие вышло за рамки установленных ограничений, то, к сожалению, никакие льготы Закона N 209-ФЗ ему не светят. А что же тогда ожидает счастливых обладателей титула «микро/малое/среднее» предприятие? Несмотря на то, что малый и средний бизнес решено «развивать», законом предусмотрены разного рода программы «поддержки», прежде чем приобщиться к которым, предприятие должно быть включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, ответственными за ведение которого являются непосредственные исполнители - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку.
Статья 7 Закона N 209-ФЗ предусматривает следующие возможные меры в области развития малого и среднего предпринимательства: 1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий – в настоящее время действуют положения Налогового кодекса, устанавливающие такие специальные налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (ст. 18 Налогового кодекса РФ). 2. Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности – сейчас действует п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. 3. Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности. Перечислим основные формы, актуальные на август 2008 года: N 1-ИНД (общепит) (индивидуальные предприниматели в общественном питании); N 1-ИНД (торг) (индивидуальные предприниматели в розничной торговле); N 1-ИП (деятельность индивидуального предпринимателя); N 1-ИП (пром) (производство продукции индивидуальным предпринимателем); N 1-ИПР (деятельность индивидуального предпринимателя); N 1-связь (обследование) (малое предприятие, оказывающее услуги связи); N 11-МП (основные фонды субъектов малого предпринимательства); N 2-МП инновационная (технологические инновации малого предприятия); N 3-ТОРГ (ПМ) (продажа и запасы товаров малого предприятия розничной торговли); N ДАП-ПМ (деловая активность малого предприятия промышленности); N МП-1 (автогруз) (перевозочная деятельность малого предприятия); N ПМ (квартальная) (основные показатели деятельности малого предприятия); N ПМ-пром (производство продукции малым предприятием); N ПМ-торг (оборот торговли и общественного питания малого предприятия). Найти формы можно здесь: Постановление Федеральной службы государственной статистики от 15 октября 2007 года N 78 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей на 2008 год». Постановление Федеральной службы государственной статистики от 27 сентября 2007 года N 68 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий во внутренней торговле и общественном питании на 2008 год». Постановление Федеральной службы государственной статистики от 1 августа 2007 года N 60 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за внутренней торговлей и ходом реализации целевых программ на 2008 год» (с изменениями и дополнениями). Постановление Федеральной службы государственной статистики от 9 июня 2007 года N 46 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников, деятельностью, осуществляемой в сфере науки, образования и культуры на 2008 год» (с изменениями и дополнениями). Постановление Федеральной службы государственной статистики от 31 мая 2007 года N 39 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2008 год» (с изменениями и дополнениями). Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 мая 2007 года N 38 «Об утверждении статистического инструментария для организации единовременного выборочного статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей». Постановление Федеральной службы государственной статистики от 4 июля 2006 г. N 34 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2007 год» (с изменениями и дополнениями). Постановление Госкомстата РФ от 15 января 2004 года N 5 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий, оказывающих услуги связи». Постановление Госкомстата РФ от 24 июня 2003 года N 61 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2004 год» (с изменениями и дополнениями). Постановление Госкомстата РФ от 31 января 2002 года N 7 «Об утверждении единовременной формы федерального государственного статистического наблюдения за перевозочной деятельностью малого предприятия-владельца (арендатора) грузовых автомобилей». Постановление Госкомстата РФ от 21 июля 1998 года N 73 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 1999 год» (с изменениями и дополнениями). 4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество – более подробно порядок пока не расписан. 5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд – согласно ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственные заказчики, за некоторым исключением, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее, чем десять, и не более, чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации. При этом, установлены ограничения по начальной (максимальной) цене контракта, в зависимости от вида которого она не может быть выше двух/трех миллионов. 6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) – весьма интересное положение, уже нашедшее отражение в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»: «В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации». Под плановым мероприятием по контролю понимается проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю. Заметьте, налоговый контроль здесь не упоминается… 7. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – пока нет соответствующей нормативной базы. 8. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – предполагается оказывать разного рода поддержку также тем организациям, которые участвуют в развитии малого и среднего бизнеса, нормативная база пока тоже отсутствует. 9. Иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона меры – какие именно пока, к сожалению, неизвестно. Помимо всех этих мер, Законом N 209-ФЗ предусмотрены и различные виды поддержки – законодатель все-таки не отказался от данного понятия и установил финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Однако условия и порядок оказания поддержки должны устанавливаться отдельными федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на сегодняшний день не приняты, несмотря на то, что сам закон действует уже более полугода. Думается, что одной из самых востребованных будет имущественная поддержка, под которой понимается передача во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе, земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться строго по целевому назначению, а его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности запрещена.
Для того чтобы получить такое благо как поддержка, организации необходимо заявить об этом, то есть, обратиться в орган, который будет заниматься оказанием поддержки, предварительно подготовив доказательства принадлежности к микро-, малым или средним предприятиям, а также иные документы, согласно ожидаемым программам развития. Автоматически на все малые и средние предприятия поддержка не распространяется. Ну, не может законодатель отказаться от традиционных очередей в коридорах власти, в прямом смысле этого словосочетания.
И это несмотря на такой достаточно нашумевший Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», когда Правительству РФ было поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу ряд законопроектов, направленных на создание комфортных условий для бизнеса. В частности, Указ предлагал наделить органы власти субъектов РФ правом сдавать помещения в аренду субъектам малого и среднего бизнеса по льготным ценам, а если отношения в области аренды продолжаются уже не менее трех лет, то органы власти могут продать данным субъектам арендованное помещение без аукциона и с рассрочкой оплаты. Указом также рассматривалась возможность проводить плановые проверки не чаще, чем раз в три года (кроме налогового контроля), а внеплановые проверки - только по нарушениям, угрожающим жизни и здоровью людей, и только с согласия прокурора субъекта РФ. Регистрация предпринимателей, согласно документу, должна носить не разрешительный, а уведомительный характер. Обязательную сертификацию продукции предлагалось заменить на декларирование качества, а лицензирование - на обязательное страхование ответственности либо предоставление финансовых гарантий. Кроме того, многоуважаемые органы внутренних дел должны были быть лишены права составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности. Также устанавливалась возможность снижения платы за подключение к электросетям и упрощение этой процедуры для объектов, нужных малому и среднему бизнесу. Как видите, государство очень плотно занялось развитием и поддержкой предпринимательства, интересно только, как долго придется ждать сначала принятия, а затем и непосредственного введения всех столь нужных и уже желаемых многими актов?
В продолжение темы о грустном перечислим те организации, которым поддержка не будет оказываться, даже если они и относятся к малому и среднему бизнесу (ст. 14 Закона N 209-ФЗ): 1) кредитные организации, страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; 2) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 3) осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) являющиеся нерезидентами Российской Федерации (в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле), за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. Вероятно, все «отказники» обладают достаточными резервами для самостоятельного развития, практически без помощи государства. Кроме того, в поддержке будет отказано, если: 1) не представлены документы, определенные соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки; 3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; 4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе, не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года. Итак, уважаемые субъекты микро/малого/среднего бизнеса, все необходимые критерии вашего соответствия определены, основные направления дальнейшей поддержки вашей деятельности тоже, осталось только дождаться появления непосредственных программ для вас и инструкций для органов, от которых будет зависеть реализация предложенных благ и вот – жить станет легче, станет веселей! В смысле, наряду с ожидаемыми возможностями, у вас появится и море новых проблем, связанных, например, со сбором и предоставлением необходимых документов… Но, если из всего спектра запланированных мероприятий в итоге (пусть даже через несколько лет, главное, чтобы не стало слишком поздно) получится что-то, действительно способствующее развитию бизнеса и страны в целом, государство может гордиться и своими законодателями и своей экономикой и всеми теми, кого процесс становления «малым» не испугал.
Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Группу правовых процедурных услуг Центра налогового и правового консультирования по тел. 225-0102. |