Брюховецкий Николай, ведущий юрист Группы правового консалтинга ГК «ИРБиС» Необходимо отметить, что изложенная в данной статье позиция автора расходится с официальной точкой зрения органов исполнительной власти и, как следствие, с практикой применения законодательства. Регулирование порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, осуществляется федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон N 255-ФЗ) и принятым в соответствии с ним Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение). По общему правилу, согласно п.5 ст.14 Закона N 255 – ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - Пособие) исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Однако, как указано в п.19 Положения, в случае, если исчисленное Пособие превысит максимальный размер, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) на соответствующий год, то размер дневного пособия определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность либо отпуск по беременности и родам, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам в каждом календарном месяце (так называемое пропорциональное исчисление). Таким образом, из содержания вышеназванных норм следует, что применение пропорционального порядка исчисления Пособий возможно лишь при соблюдении следующих условий: 1. Предварительно в общем порядке (п.5 ст.14 Закона N 255 – ФЗ) рассчитывается размер Пособия за весь период временной нетрудоспособности и т.д., приходящийся на соответствующий календарный месяц. 2. Величина исчисленного в общем порядке Пособия сравнивается с максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленным федеральным законом на соответствующий год. 3. Если исчисленное в общем порядке Пособие, подлежащее выплате за некий период нетрудоспособности в определённом календарном месяце, превышает установленный максимальный размер, то размер Пособия определяется заново, но уже в порядке, указанном в п.19 Положения.
Пример N 1: Збаразский болел с 01.02.2008 по 13.02.2008. Размер рассчитанного в общем порядке Пособия за этот период (13 календарных дней) составил 18 000 рублей. Поскольку установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен 17 250 рублями (пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»), то необходимо вновь рассчитать Пособие, исходя из требований п.19 Положения: 17 250 рублей / 29 календарных дней февраля 2008 х 13 календарных дней болезни = 7 732 рубля 75 копеек.
4. Если же рассчитанное в общем порядке Пособие не превысит установленный максимальный размер, оно подлежит выплате в исчисленном размере.
Пример N 2: Коленько была временно нетрудоспособна с 01.07.2008 по 25.07.2008, при этом величина дневного пособия в данном случае составила, например, 600 рублей. За период болезни (25 календарных дней) ей было исчислено в общем порядке Пособие суммой 15 000 рублей. Так как в данном случае установленный максимальный размер (17 250 рублей) не превышен, Коленько должно быть выплачено Пособие, рассчитанное в общем порядке, а именно, 15 000 рублей.
Однако на практике территориальные органы ФСС (далее – ТО ФСС) используют иной, отличный от установленного Законом N 255–ФЗ и Положением алгоритм исчисления Пособий, подлежащих возмещению за счёт средств ФСС России. При этом ТО ФСС исходят из результатов сравнения рассчитанной в общем порядке величины дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее – Дневное пособие) и размера дневного пособия, определенного путем деления установленного максимального размера пособия на общее число календарных дней в соответствующем календарном месяце (далее – Пропорциональное дневное пособие) и используют в дальнейшем меньшую из двух величин. Названный порядок расчета Пособий определен в абзаце третьем письма ФСС от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам», имеющем характер нормативного акта 1.
Так, в ситуации, фигурантом которой является Коленько, ТО ФСС действуют следующим образом: Пример N 3: В первую очередь определяют в общем порядке размер Дневного пособия по временной нетрудоспособности. По условиям Примера он равен 600 рублям. Далее рассчитывают размер Пропорционального дневного пособия путем деления максимального размера Пособия на общее число календарных дней июля: 17 250 рублей / 31 календарный день = 556 рублей 45 копеек. Поскольку сумма в 600 рублей превышает сумму в 556,45 рублей, ТО ФСС далее исчисляют Пособие, оперируя Пропорциональным дневным пособием в размере 556 рублей 45 копеек. Поэтому Коленько будет выплачено Пособие, величина которого составляет 13 911 рублей 25 копеек (556,45 рублей х 25 календарных дня).
Представляется, что существующая позиция ФСС в отношении вышеназванного способа исчисления Пособий является неправомерной.
Как следует из п.18 Положения, возможность применения особого (пропорционального) порядка расчета поставлена в зависимость от факта превышения величины полностью исчисленного Пособия над официально установленным максимальным размером, но не от результатов сравнения величин рассчитанных двумя разными способами пособий - Дневного и Пропорционального дневного. В ходе сравнительного анализа содержания Закона N 255-ФЗ, Положения и письма от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 со всей очевидностью можно сделать вывод, что в абзаце третьем вышеуказанного письма ФСС: - допустил расширительное толкование правовых норм федерального уровня, - фактически самостоятельно ввел порядок исчисления Пособий, российским законодательством не предусмотренный. Необходимо заметить, что, применяя методику расчета Пособий, отличную от определенной законодателем, ФСС действует вопреки своей основной задаче, указанной в п.6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации 2, а именно: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и т.д. Кроме того, деятельность ФСС ограничена рамками Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правом выхода за которые Фонд никоим образом не наделен. Вновь вернемся к ситуации, рассмотренной в Примерах NN 2, 3. По причине несоответствия положений абзаца третьего письма ФСС от 18.02.2002 N 02-18/05/1136 требованиям п.п.5, 7 ст.14 Закона N 255–ФЗ и п.п.6, 19 Положения, Коленько будет выплачено Пособие в ненадлежащем размере (на 1 088 рублей 75 копеек меньше положенного). То есть ФСС практически инициировал процесс снижения размеров Пособий, в котором активно участвуют его территориальные органы, в то время как данный размер может быть снижен лишь в случае умышленного совершения застрахованным лицом проступков, предусмотренных в ст.8 Закона N 255–ФЗ.
Таким образом, с точки зрения автора, существующий порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленный письмом ФСС от 18.02.2002 N 02-18/05/1136, не может считаться легитимным, так как, во-первых, не соответствует приведенным в статье положениям федеральных нормативных актов, во-вторых, нарушает права граждан, закрепленные в п.п. 1,2 ст. 39 Конституции РФ.
В завершение хотелось бы еще раз отметить, что изложенная автором позиция по рассмотренной проблеме статусом аксиомы не обладает, и решающую роль в окончательном разрешении данного вопроса, безусловно, должны сыграть органы судебной власти. ____________________________ 1 См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007. 2 Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101. Получить необходимую информацию или заказать услугу можно, обратившись в Группу правовых процедурных услуг Центра налогового и правового консультирования по тел. 225-0102. |